Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Дети райка" Марселя Карне

Содержание фильма подробно описано в предыдущем посте. Пришёл черёд зрительскому комментарию.
Дети райка = Les Enfants du Paradis: Историческая мелодрама с элементами авантюрно-криминальной трагикомедии: В 2 сер. Франция: Pathé Consortium Cinéma, 1945 (снято в период фашистской оккупации, начало съёмок – август 1943). Реж.: Марсель Карне. Сценарий: Жак Превер. Художник: Александр Траунер. Оператор: Роже Юбер. Композитор: Морис Тирье при участии Жозефа Косма под псевдонимом Жорж Муке. В ролях: Арлетти (наст. имя Леони Мари Жюли Батья; Гаранс (Клэр Рейн)), Жан-Луи Барро (Батист), Пьер Брассёр (Фредерик Леметр), Марсель Эрран (Пьер-Франсуа Ласэнер), Мария Казарес (Натали), Пьер Ренуар (осведомитель Иерихон). Продолжительность 179 мин. Фильм реставрирован в 1991 г. на студии Ramses
  
Четверо мужчин обожают куртизанку Гаранс – два актёра, бандит и аристократ. Казалось, роли между ними распределены. Актёру-трагику в маске Пьеро суждено вздыхать в стороне и мечтать о свиданиях при луне. Актёр-весельчак возьмёт на себя роль победительного соблазнителя. Бандит будет добиваться своего криминальными методами. Аристократ легкомысленно купит женщину, как покупал и раньше. Если б всё было так – «Дети райка» незачем было бы вспоминать уже через год после премьеры.
Пульсирующий напряжением лейтмотив первой части действия – тема противостояния Пьеро и Арлекина. Снова и снова она появляется в виде сценических представлений в театре Фюнанбюль. Но шесть лет спустя новый, внутренне перегоревший Батист изжил/изгнал Арлекина из репертуара. Смотреть на Арлекина и вспоминать свою Коломбину он ходит в Большой театр, где блистает искусством буффонады Фредерик Леметр.
Таким образом, Арлекин и Пьеро в своих условных ролях пребывают только на сцене, как куклы, послушные кукловодам. Их тема – тема бездействия и действия, пассивного и активного участия в жизни. «Люди с маленькой жизнью, но большими мечтами» заполняют галерку театра и сопереживают героям пьесы – Пьеро, всегда испытывающему страх, сбудутся ли его мечты, и Арлекину, всегда уверенному, что именно его мечты и сбудутся. Коломбина гуляет или с одним, или с обоими, но её кукольные чувства просты и прямо выражаются в поступках. Она идёт за своим сердцем, кто приглянулся – того и любит. Никогда Коломбина не откажется от интрижки с приглянувшимся поклонником и никогда не станет тратить своё время на нелюбимого.
А в жизни роли сложились совсем иначе. Поведение Гаранс и её чувства не обязательно совпадают. Что не отменяет собою главенство чувств. В чём и убедились абсолютно все участники этой истории.
Центральный персонаж – Батист Дебюро, открыто томимый духовной жаждой. Это подлинная историческая личность, блестящий актёр театра пантомимы. На протяжение шести лет он проходит путь от очарованного романтика до романтика отчаявшегося. Женщина в итоге досталась ему, но о победе над соперниками речи нет. Эта женщина платит судьбе своею жизнью, но не чужими; она могла бы победить соперницу, но не станет разбивать семью.
Трое других мужчин, в некотором смысле, «измеряются в Батистах».
Смешливый наглец, легкомысленный жуир, прожектёр и дамский угодник... в итоге Фредерик Леметр окажется не менее романтичной и ранимой натурой, чем Батист. Широко шагая по жизни, он отнюдь не пустоголовый бездельник. Он не «дитя райка», ведь имея большие мечты, Леметр хочет и готов прожить большую жизнь. Масштаб актёрского, драматического дарования Фредерика заметно уступает дарованию Батиста. Его истинные таланты – острое слово и живость ума. С их помощью он сумел внести оживление в устоявшееся болотце парижского драматического театра. Легко представить, куда заведут его баррикады 1830 года...
Хотя этот персонаж похож на вымышленного, все детали связанной с ним части фабулы точно повторяют виражи биографии выдающегося французского актёра-реформатора Фредерика Леметра (1800-1876). Кстати, благодаря этой точности, можно определить время действия. Первая часть драмы Батиста и Гаранс произошла в 1817 году, а вторая часть – в 1823, в год премьеры мелодрамы «Постоялый двор Андрэ» в театре «Амбегю-Комик».
Таинственен Пьер-Франсуа Ласэнер: он абсолютно непредсказуем в своих злодействах, его чёрный гений направлен на столь же непонятные цели, сколь непонятны устремления Батиста. Это персонаж-загадка, возможно, человек с большой жизнью и маленькими мечтами. Как ни странно, в развязке истории роль Ласэнера почти благородна. Он фактически спас Фредерика, которого граф непременно убил бы на дуэли. Ласэнер сдался правосудию, что равносильно... вот тут я затрудняюсь, позёрство здесь или иные мотивы, но преступник, остановивший самого себя... очень романтичный образ.
Наконец, последним в жизни Гаранс появляется граф Эдуард де Монтре – одержимый эгоистической страстью богач, стремящийся вызвать на дуэль каждого, кого только заподозрит в соперничестве. Кажется, он – зеркальное отражение новых мечтаний Батиста, лишённых душевного тепла мечтаний о тотальном обладании любимой женщиной. Когда наступила кульминация отношений Эдуарда с Гаранс – самолюбивый граф узнал, кого она на самом деле любит, – он бросил вызов не подлинному сопернику, а мнимому, тому, кто прислал цветы. Для графа важнее пресечь возможность перекупить Гаранс, чем пресечь её бескорыстное увлечение.
 
Tags: 1940-1949, мелодрамы, проституция в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments