Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Влюбленные женщины / Women in Love (Великобритания, 1969, реж. Кен Рассел, по роману Д.Г.Лоуренса)

В 1969 году Кен Рассел снял своих "Влюблённых женщин", а в 1975 году перенёс на экран рок-оперу "Томми". Нельзя сказать, что творческий вектор Рассела от прозы Лоуренса метнулся к молодёжной субкультуре. Всё-таки, шесть лет разделяют эти ленты.

Однако, зная хронологию и посмотрев сначала "Томми", ожидала увидеть во "Влюблённых женщинах" истоки некоего инфантилизма персонажей, разочаровавшего меня в "Томми". К счастью, во "Влюблённых женщинах" инфантилизм отнюдь не на первом месте.

Конечно, при просмотре "Влюблённых женщин" не помешало бы знакомство с романом Лоуренса. Увы, эта медаль мне не полагается, так что не стану делать вид, будто я в курсе. Но хоть авторский замысел писателя остаётся мне неизвестным, увиденная в фильме Рассела история подняла Лоуренса в моих глазах.

Увы, описательных отзывов о "Влюблённых женщинах" в русскоязычном Инете мало, и они скупы в оценке роли Джеральда Крича (актёр Оливер Рид). А этот персонаж кажется ключевым. Собственно, на протяжение фильма постепенно раскрывается внутренняя трагедия этого сильного человека.

[Синопсис со СПОЙЛЕРАМИ. Нажмите, если хотите прочесть]Само действие разворачивается где-то в Англии сразу после первой мировой, в городишке, где основным источником заработка для населения служат угольные шахты семейства Кричей. Тридцатиоднолетний Джеральд Крич, человек жёсткий и даже жестокий, постепенно выводит из бизнеса своего отца.
Две молодые барышни, дочери школьного учителя мистера Брэнгвина, не принадлежат к среде шахтёров. Шатенка Гудрун (Гленда Джексон) и блондинка Урсула (Дженни Линден) не похожи и внешне, и по характеру. Скульпторша-интеллектуалка Гудрун склонна к экцентричности и не боится в одиночку гулять по рабочему кварталу в поисках мужчины-модели. Учительница естествознания Урсула мягче, женственней, традиционнее в своих желаниях и поступках; она интуит, а не интеллектуалка, в отличие от сестры.

Приударивший за Урсулой школьный инспектор Руперт Биркин (Алан Бейтс) посчитал, что Урсула из тех, на ком женятся, а Гудрун - типаж любовницы. Сам Руперт - человек, не лишённый талантов, но желающий испытать водоворот эмоций масштаба гениальности. Свою особую привязанность он направил на Джеральда, с которым завязал приятельские отношения и... не прочь завести роман.
Руперт нуждается в общении с людьми, которые не отвергают его навязчивое желание познать все как светлые, так и тёмные стороны жизни. Поэтому он искренне любит Урсулу, ведь только она, единственная из знакомых женщин, готова к диалогу и подчинению желаниям мужчины (в отличие от предыдущей любовницы - властной Гермионы).
Пожалуй, самая красивая сцена фильма - любовная сцена Урсулы и Руперта у камина, когда женщина словно взлетает навстречу любимому. Но с этими же персонажами связана и самая неоднозначная сцена фильма - прямая параллель между объятиями насытившихся друг другом любовников и смертельными объятиями утонувшей пары. Внешне подчиняясь Руперту, Урсула исподволь стремится руководить им.

Джеральд Крич - наиболее закрытая ото всех фигура. Он мужиковат, но хорошо образован (разумеется), а его приступы ярости и тяжёлый взгляд легко объясняются привычкой управлять бизнесом жёсткими методами. Так что Джеральд - самый желанный приз на местном брачном рынке.
Но - Джеральд панически боится полюбить и вступить в брак, ведь его семья с деньгами приобрела и наследственное безумие. Мать Джеральда явно не в себе. Младшая, горячо любимая сестра Лаура только что покончила жизнь самоубийством, одновременно убив и своего молодого мужа; а ведь эта пара вызывала такое умиление своим очевидным счастьем и гармонией.

Конечно, семейство Кричей не допускает, чтобы слухи о болезни просочились в город. Приступы ярости миссис Крич маскируются высокомерием аристократки по отношению к простолюдинам, а смерть молодожёнов и вовсе признана несчастным случаем. Джеральд остался один на один со своими страхами, и ни в ком не может найти поддержки. Даже Руперт, казалось бы всецело понимая Джеральда и принимая его недостатки, предлагает несчастному вступить в противоестественную связь.

По контрасту с собственным возможным сумашествием, эксцентричность Гудрун кажется Джеральду спасительным выходом. Рядом с ней он чувствует себя обычным консервативным британцем. Увы, он ошибся в своём выборе. Всё могло бы сложиться иначе, погонись он не за счастьем с яркой Гудрун, а за надёжным тылом, который предоставила бы практичная Урсула...

Итак, перед нами двое мужчин, из которых один отчаянно борется с внутренними демонами, а другой хочет этих демонов к себе призвать. Надо ли объяснять, почему сюжетная линия Джеральда Крича кажется мне более важной и содержательной. Его проблемы - настоящие, подлинные, страшные. Духовная неудовлетворённость Руперта Биркина на этом фоне представляется капризом избалованного ребёнка. Да собственно, судьба Джеральда ничему Руперта и не научила. Он по-прежнему уверен, что жизнь задолжала ему нечто более важное, чем душевное спокойствие и крепкое семейное счастье.
Tags: 1960-1969, британия рулит, гендерное в кино, психологический психологизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments