Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Чудак из 1972 года

Страшно подумать, что написали бы американские зрители на IMDb и в личных бложиках, посмотри они фильм Ильи Фрэза "Чудак из пятого Б".
Использован вполне знакомый им сюжет. Мальчик-троечник альтернативно-хулиганских взглядов преодолевает собственные "не хочу" и "не могу", добивается чудес социализации и светлых карьерных перспектив.
Но какой ценой!
Девочка его мечты после подвига, совершённого ради её заплаканных глаз, сообщает, что всё равно любит подлеца и самодовольного павлина, а нашему герою рассчитывать на её взаимность не стоит.
Расходятся и пути героя с лучшим другом. Более того, лучший друг примыкает к злейшему врагу.
Чудеса социализации и светлых карьерных перспектив - оставаясь чудесами и светлыми перспективами! - сделали героя в коллективе ровесников в лучшем случае "чудаком", а при худшем сценарии дальнейших событий - отщепенцем и выродком на поводке у власть предержащих.
И всё равно этот мальчик прав, его душа спасена. Что-то такое сделал Илья Фрэз, чтобы мы видели: гармония с ломающими душу педагогическими установками равна достижению истинной святости.
Герою поручили опекать первоклашек, и под надзором семилетних малышей одиннадцатилетний мальчик распробовал вкус взрослой ответственности. А став взрослым, в детство уже не вернёшься, не так ли?
Лучший друг, кареглазая девочка, - всё суета сует и предмет отречения, не стоящие секунды раздумий перед лицом перспективы вечной заботы о сирых и малых мира сего.
Возможно, советская мораль была намного более христианской, чем то, что предлагают в качестве морали сегодняшним детям. И отвергалась именно по этой причине - как нечто слишком мощное и требовательное, доводящее до полной аскезы.
Конечно, ни в одной рецензии тех лет вы не прочтёте, что, фактически, перевоспитуемый пионер в приказном порядке был поставлен в жёсткие рамки православной культуры. Применительно к фильму Фрэза, рассуждая о самом сюжете, государство хотело сэкономить на няньках и классных дамах, и некоторые доверчивые пятиклассники действительно забесплатно подались в классные дамы. Понятное дело, совсем не нормально заставлять одиннадцатилетнего ребёнка опекать больных старух и их голодных внучек. Но тебе предъявляют хорошенькую семилетку с белым бантом, она без опеки родителей, губки поджаты, бабушка заболела... всё, ты спёкся, ты ей всё обязан и всё должен. Потому что она обратилась лично к тебе. Это же типично христианский принцип – бубнящим у дороги нищим можно не подавать, но если нищий обратился к тебе лично, то милостыню отсыпать будь любезен, иначе грех. Такой вот хитрый фильм.
Tags: 1970-1979, детское кино, потёмки нежного детства, советская правда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments