Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Г.Капралов о "Мальпертюи" Гарри Кюмеля (1971): "зады декадентского искусства"

Стена, мир без выхода, мир, где люди обречены, несмотря на все их протесты и попытки вырваться, жить до конца своих дней и умереть, стали главным образным и философским мотивом бельгийского фильма "Мальпертуис", поставленного режиссером Гарри Кумелем по одноименному роману Жана Рея.

Мальпертуис в фильме - это огромный дом, принадлежащий некоему богачу, который, умирая, завещает сказочное состояние своим родственникам с единственным условием: пользоваться им, никогда не покидая пределов дарованной им обители. О том, что Мальпертуис - это символ бессмысленности человеческого существования, вечного страдания и невозможности как-нибудь изменить жизнь, свидетельствует все образное построение картины: автор населил ее мифологическими героями, облаченными на этот раз в полуреальные одежды. Здесь и три сестры со вздыбленными волосами, с вязаньем и пряжей в руках (одновременный намек и на Горгону и на Парок), и головокружительные лестницы, ведущие то в бездонные подземелья, то на чердаки, забитые скелетами и гробами. Где-то под лестницей дома живет бедный, забитый человек, ламповщик, которого в финале картины вдруг ни с того ни с сего начинает терзать неизвестно откуда появившийся орел, и на экране появляется раздираемая когтями птицы окровавленная печень. Безвкусная смесь натурализма и символики характеризует стиль этого фильма, повторяющего зады декадентского искусства начала века.
 
В роли хозяина Мальпертуиса, Кассава, выступает известный американский актер Орсон Уэллс. На наш взгляд, это самая неинтересная, самая трафаретная роль этого выдающегося мастера. Да и что мог сделать он, если создатели ленты оставили ему возможность лишь для нескольких глухих вздохов да мнимо многозначительных взглядов, перед тем как исчезнуть в гробу, который скатывается по бесконечной лестнице и ухает в пропасть.
 
Смерть богача происходит в самом начале фильма. Остальное его содержание заполнено трагическими метаниями юноши Яна, который, прибыв сюда и мечтая снова вырваться на волю, уже не в силах осуществить свою мечту. Куда бы ни шел он, какие бы двери ни открывал, везде перед ним тупики и глухие стены...
 
Быть может, "Мальпертуис" и не стоило бы специально вспоминать, если б его появление не определяло в известном роде те крайности, между которыми мечется порой мысль буржуазных художников, ищущих ответа на "вечные" вопросы бытия и в то же время пытающихся уйти от тех реальных стен, которые существуют в действительности и отнюдь не так загадочны, как в фильмах "Рабочий класс идет в рай" и "Мальпертуис".

После просмотра бельгийской "гробовой" картины уже любая иная, где действие происходило не в фантастических склепах, на захламленных чердаках и кладбищах, а под реальным небом и свежим ветром, воспринималось со вздохом известного облегчения.
 
Источник: Капралов Г. Экран, политика и "Заводной апельсин" // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1974. - Вып.4. - С.175-206. Цитата со стр. 190-191.
 
Комментарий от adzhaya: 
На меня "Мальпертюи" тоже произвёл угнетающее впечатление. Уж такой это фильм, чтоб после него зелёная травка казалась ещё зеленее, а радость жизни принималась на ура без лишних рефлексий.
По-настоящему в тексте Капралова зацепило упоминание о мысли буржуазных художников. Это самое, как его, а мы-то сейчас все кто? Раз официального социализьму как бы больше нету?..
 
Tags: 1970-1979, арт-кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments