Мальпертуис в фильме - это огромный дом, принадлежащий некоему богачу, который, умирая, завещает сказочное состояние своим родственникам с единственным условием: пользоваться им, никогда не покидая пределов дарованной им обители. О том, что Мальпертуис - это символ бессмысленности человеческого существования, вечного страдания и невозможности как-нибудь изменить жизнь, свидетельствует все образное построение картины: автор населил ее мифологическими героями, облаченными на этот раз в полуреальные одежды. Здесь и три сестры со вздыбленными волосами, с вязаньем и пряжей в руках (одновременный намек и на Горгону и на Парок), и головокружительные лестницы, ведущие то в бездонные подземелья, то на чердаки, забитые скелетами и гробами. Где-то под лестницей дома живет бедный, забитый человек, ламповщик, которого в финале картины вдруг ни с того ни с сего начинает терзать неизвестно откуда появившийся орел, и на экране появляется раздираемая когтями птицы окровавленная печень. Безвкусная смесь натурализма и символики характеризует стиль этого фильма, повторяющего зады декадентского искусства начала века.
В роли хозяина Мальпертуиса, Кассава, выступает известный американский актер Орсон Уэллс. На наш взгляд, это самая неинтересная, самая трафаретная роль этого выдающегося мастера. Да и что мог сделать он, если создатели ленты оставили ему возможность лишь для нескольких глухих вздохов да мнимо многозначительных взглядов, перед тем как исчезнуть в гробу, который скатывается по бесконечной лестнице и ухает в пропасть.
Смерть богача происходит в самом начале фильма. Остальное его содержание заполнено трагическими метаниями юноши Яна, который, прибыв сюда и мечтая снова вырваться на волю, уже не в силах осуществить свою мечту. Куда бы ни шел он, какие бы двери ни открывал, везде перед ним тупики и глухие стены...
Быть может, "Мальпертуис" и не стоило бы специально вспоминать, если б его появление не определяло в известном роде те крайности, между которыми мечется порой мысль буржуазных художников, ищущих ответа на "вечные" вопросы бытия и в то же время пытающихся уйти от тех реальных стен, которые существуют в действительности и отнюдь не так загадочны, как в фильмах "Рабочий класс идет в рай" и "Мальпертуис".
После просмотра бельгийской "гробовой" картины уже любая иная, где действие происходило не в фантастических склепах, на захламленных чердаках и кладбищах, а под реальным небом и свежим ветром, воспринималось со вздохом известного облегчения.
Источник: Капралов Г. Экран, политика и "Заводной апельсин" // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1974. - Вып.4. - С.175-206. Цитата со стр. 190-191.
Комментарий от adzhaya:
На меня "Мальпертюи" тоже произвёл угнетающее впечатление. Уж такой это фильм, чтоб после него зелёная травка казалась ещё зеленее, а радость жизни принималась на ура без лишних рефлексий.
По-настоящему в тексте Капралова зацепило упоминание о мысли буржуазных художников. Это самое, как его, а мы-то сейчас все кто? Раз официального социализьму как бы больше нету?..
На меня "Мальпертюи" тоже произвёл угнетающее впечатление. Уж такой это фильм, чтоб после него зелёная травка казалась ещё зеленее, а радость жизни принималась на ура без лишних рефлексий.
По-настоящему в тексте Капралова зацепило упоминание о мысли буржуазных художников. Это самое, как его, а мы-то сейчас все кто? Раз официального социализьму как бы больше нету?..