Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Мы из будущего", Россия, 2008, реж. Андрей Малюков

 Здесь я ругаюсь:
Мы из будущего. Россия, 2008. Реж.: Андрей Малюков. Сценаристы: Александр Шевцов, Эдуард Володарский. Продюсеры: Сергей Шумаков, Людмила Кукоба. Композитор: Иван Бурляев.
 
Умненький студент-историк Сергей Филатов руководит группой из недолюбливающих друг друга набыченного неонациста Черепа, безбашенного панка и завистливого мальчика-очкарика. Юноши отыскивают с целью продажи артефакты Второй мировой войны на местах сражений за взятый в блокаду Ленинград. Материнское проклятие отбрасывает их во времени в те же места, но в самый канун советского наступления.
Первоначально все четверо ведут себя по одной заданной схеме – пытаются избежать участия в боевых действиях и смыться “домой”, в своё время. Далее историк влюбляется в медсестру, раскаявшийся неонацист готовится защищать родину здесь и сейчас, очкарик мучительно переживает притирку к мутирующему коллективу, панк цепляется за любые доводы в пользу бегства и даже пытается прихватить кощунственные сувениры – ордена и медали погибшего старшины Емельянова. Затем следуют последний бой, кристаллизация личного патриотизма и уже в нашем времени встреча с группкой неонацистов.
Фильм вторичен и не содержит оригинальных идей. Так, возвращение на круги своя, связь нынешнего поколения с духовным наследием дедов-прадедов демонстрируется сценой, детально пародирующей "после первой не закусываю" шолоховского Андрея Соколова из "Судьбы человека". Видимо, имелось в виду, что это не пародия, а сознательная имитация запавшего в душу Серёги Филатова литературного произведения или фильма. А для чего имитация? В чём пафос сымитировать раздачей сосисок упитанным бугаям сцену, в которой почти теряющий сознание Соколов несёт, боясь рухнуть, кирпичик хлеба товарищам по бараку, и они будут делить хлеб ниткой за неимением ножа, в напряжённой тишине, как в храме? Если сцена с сосисками что и демонстрирует, то только мелочность, сниженность популистских форм патриотизма.
Попавший из ниоткуда чужак, стремящийся сбежать в своё место/время и готовый предать биологически своих, которых эгоистично считает чужими... Правильно, обе "Планеты обезьян" – и Шеффнера, и Бартона. Как герой "Планеты обезьян" преодолел свой эгоизм, так и герои "Мы из будущего" отправляются на нравственную перековку. То есть, фашисты здесь невольно уподоблены разумным обезьянам, а советские бойцы выступают в качестве деградировавших хомо сапиенс, нуждающихся в новом лидере. Разница в том, что сценаристы Шевцов и Володарский не решились сделать осквернителей могил духовными лидерами антифашистского фронта, оставив нашим современникам только подчинённую роль среди "аутентичных" боевых товарищей.
Тем не менее, по общей интонации фильм омерзительно напоминает голливудские поделки на аналогичную тему путешествия во времени / в культуре. Разве что гамбургеры окопным туземцам продвинутые гости из будущего не рекламировали.
Например, мальчику-панку дают в руки гитару и позволяют открыть рот и спеть столь диковинную песню, за которую недовольные однополчане просто обязаны были сию секунду закидать его песком за неимением помидоров... Лажа, для тех нынешних мальчиков, которые гуляют в странных брючках, скроенных как спущенные, и мечтают походить на негритят из глубин Гарлема. Впрочем, и этих мальчиков такая песня не ублажит.
“Молодёжная” музыка не потому ведь называется “молодёжной”, что не близка и не интересна людям с охлаждённой годами кровью. Она противоречит вкусам и эстетическим установкам людей иной культурной формации, вне зависимости от их возраста. Иначе все тинейджеры без разбору сходили бы с ума по одним и тем же героям MTV, консерватории пустовали, а Моцарт не имел бы никаких шансов на вечную память. Почему же создатели фильма посчитали возможным представить молодых фронтовиков людьми, поддающимися на псевдомузыкальные сиюминутные опыты?
Я уж не говорю, что и в наши дни для такого чуда поэзии и мелодизма найдётся пара гнилых помидорчиков... Для музыкальной сцены по всем кинозаконам положено искать ударную песню, носом землю рыть... Если уж решились на реминисценцию из Шолохова, почему было не стибрить шикарный первый куплет песни из "Офицеров" В.Рогового? "От героев былых времён не осталось порой имён; те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй и травой..." Эта песня в десять раз лучше и в сцену легла бы, и в общую канву осквернения могил. Хватило бы и первого куплета. Или, чем чёрт не шутит, свой текст дописать. Слабо было? Конечно, слабо соревноваться с настоящей песней.
Столь же сильно хромает и общая драматургия фильма. Я даже готова простить откровенный ляп с непонятным круговоротом во времени солдатских книжек, - или как там эти документы назывались. Фантастика есть фантастика, приходится идти на допущения. Но как простить несогласованность основной фабулы во множестве деталей, слабенькую психологическую мотивацию, откровенный акцент на кругозор и вкус малообразованного подростка... Все свои примеры приводить не стану – весь фильм сплошной пример – но четыре парня из поголовно полёгшего 131 полка, единственные, кто, как предполагается, пробился из окружения, считаются зелёными новичками...
Воспитательный пафос данной картины более чем сомнителен. В "Мы из будущего" нет ничего, что объясняло бы суть понятий "обыкновенный фашизм" и "война народная". Позиционные бои условных русских с условными немцами. Эмоций примерно столько же, сколько от игры в компьютерную стрелялку.
На самом деле, "Мы из будущего" почти равносилен фильму-оскорблению. Немцы там красивы и опрятны, советские бойцы превращены в безликую массовку, а их вкусы осмеяны убогой псевдопесней. Это не фильм о воинах и их потомках, а выкачивание денег из госбюджета под обёрткой благих намерений. Деньги потрачены, хорошее кино не снято, а равнодушные подростки укрепятся в уверенности в том, что вот так всё на войне и было - дёшево, мелодрамно и точь-в-точь как у амеров.
Наконец, финальный пафос... Да, найдены главные плохиши! Вон они, на самом видном месте у Дома книги стоят, в нацистской форме и с молодым энтузиазмом в очах.
То есть, это и есть нравственный вывод фильма? Получается, претензии предъявлены только к исходным установкам Черепа. А как же все эти скупщики медалей... и золотых зубов, выдернутых из сгнивших челюстей (если эту деталь в фильме не упомянули, она же никуда от этого из жизни не делась, не так ли?). А как же сами “чёрные следопыты”, лишающие обычных поисковиков шанса вернуть имена и могилы павшим?
По логике фильма, рафинированное, цивилизованное зло, таящееся от ока ФСБ, менее омерзительно, чем подонки, открыто демонстрирующие своё убожество. Не могу с этим согласиться.
И потом, раз уж финал строится на моральном противостоянии перевоспитанной четвёрки с неперевоспитанными ровесниками, то почему никто из бывших соратников не окликнул Черепа? Финалом должна была стать некая ударная реплика из глубин перевоспитанной души. Слова наболевшие, выношенные, искренние, крепко обдуманные...

Только не нашлось для Черепа такой реплики. То ли для Черепа не нашлось, то ли для всех нас... Может, тогда так и стоило финал выстроить: стоит патриотичный Череп, и не знает, что сказать своим друганам, блуждающим во тьме невежества?
Но, наверное, за госбюджетные деньги такие финалы не положено делать - с наболевшим, искренним, выношенным, крепко обдуманным... бессильным молчанием. Вот таков и есть сценарий "Мы из будущего" – неискренний и необдуманный. Хватающий то, что лежит на поверхности и не углубляющийся в действительно важные детали.
Tags: 2000-2009, военное кино, молодежная тема, попаданцы
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Безусатый нянь, или Праздник послушания

    Маленькие чудовища / Little Monsters (Великобритания-Австралия-США, 2019, реж. и сценарист Эйб Форсайт) Группа детсадовцев на автобусе прибыла…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments