Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Почему у Антониони мало зрителей: мнение Е.Громова

Фильмы Антониони дают целую серию точных, адекватных, психологически нюансированных портретов отчужденных людей - почему же эти мастерски сделанные портреты не воспринимаются значительной частью зрителей? Обвинять Антониони в непонятности стало трюизмом.
На мой взгляд, Антониони можно упрекнуть в монотонности, литературщине, но не в чрезмерной усложненности формы. ...<Его - прим. adzhaya> кинематографический язык прост, особенно на фоне фильмов Годара, Алена Рене, Пазолини, Бертолуччи. Антониони не прибегает ни к каким монтажным ухищрениям, избегает сложной символики, не перегружает текст диалогов и монологов философскими и социологическими экскурсами. Он позволяет внимательному и терпеливому зрителю всмотреться в каждую деталь изображения, дает время обдумать слова, поступки героев. И тем не менее факт есть факт; многие зрители не воспринимают его ленты.
...Психоаналитичность экзистенциалистской поэтики, а под ее несомненным влиянием находится Антониони, имеет свои правила игры, свою систему отсчета, отличную от чеховской или бунинской. Одиночество героев Антониони носит изначально заданный характер. Оно, повторяю, не доказывается, а показывается. Интуитивно, стихийно Антониони в своем художественном методе идет от общего, от философской концепции <экзистенциалистов - прим. adzhaya>, к частному, конкретному. И если зритель не понимает, не чувствует эту концепцию, он не может глубоко воспринимать его фильмы.
Это с одной стороны. С другой же... согласимся, что слишком многое в неврозах, страданиях, страстях его излюбленных героев раздражающе непонятно людям, ежедневно озабоченных <sic! не "озабоченным" - прим. adzhaya> добыванием хлеба насущного. Актуальные, насущно практические проблемы этих людей почти не входят в круг творческих интересов мастера. ...Мир Антониони, как он выражен в фильмах "Ночь", "Приключение", "Затмение". - это мир большой, духовно изощренной, но все-таки элитарной кастовой культуры.
Источник: Громов Е. На исходе шестидесятых (Критические заметки) // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.36-74. Цитаты со стр. 45-46, 47-48.
Tags: 1960-1969
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments