Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Г. Богемский о спагетти-вестернах Серджио Леоне

Мы столь часто пишем о жестокости и насилии в западном кино, что иногда это уже кажется стершимся штампом. Чтобы прочувствовать, что да, действительно, жестокость и насилие, именно они и ничто другое, - это главное содержание, цель, вдохновляющая "идея" десятков, сотен западных фильмов, нет ничего лучше, чем посмотреть вестерны Леоне. Зверские, часто бессмысленные избиения, безжалостные пытки и гнусные издевательства, убийства хладнокровно циничные, только ради "нескольких лишних долларов", причем совершаемые коварно, исподтишка, так, чтобы сам убийца оставался в безопасности, - к примеру, с большого расстояния, из винтовки с оптическим прицелом...

Леоне нельзя отказать в профессионализме, в опыте. Он вбил в свои ленты все, что было достигнуто американским кино в области приключенческого фильма, - все образы, ситуации, все трюки, сюжетные и игровые находки. Каждый его фильм - своего рода антология обворованного американского вестерна. Надо признать, что он вообще "творчески переработал" и использовал весь опыт современного мирового кино: некоторые находят в его лентах даже кое-что от японских самурайских фильмов. Но кое-что он внес и свое - это прежде всего, повторяем, немыслимая, нечеловеческая жестокость, а также замедленный - "под Антониони!" - столь необычный в приключенческом жанре темп повествования, вдруг нарушаемый неожиданными вспышками кинодействия. Новой для вестернов является и сама психология его героев - холодных, циничных, злопамятных и коварных. Какие там это американские "пистолерос" - это типичные наемные убийцы из сицилийской мафии, персонажи, видимо, куда более знакомые режиссеру! Сколько-нибудь положительных героев в фильмах Леоне нет: характеристики трех персонажей его фильма "Хороший, плохой, злой" чисто условны, если не ироничны - все три бандита стоят друг друга. Надо еще добавить, что один из персонажей в фильмах Леоне, как правило, не англосакс, а мексиканец или индеец, и именно он-то и оказывается самым вероломным, самым жалким и трусливым, гнусным насильником, пьяницей и наркоманом. Итак, помимо бесчеловечности, еще и явный душок расизма. И масса противных натуралистических подробностей: ползающие тараканы и мухи, которых пьяные или одуревшие от наркотиков бандиты давят стаканом или загоняют в ствол пистолета, огромные кровавые раны, солнечные ожоги крупным планом, небритые, потные физиономии, грязные руки с черными ногтями.

Иногда Леоне пытается внести в свои фильмы некоторую нотку "интеллектуальности" и "серьезности". В фильме "Хороший, плохой, злой" он, например, делает весьма своеобразный экскурс в область истории войны Севера и Юга в Соединенных Штатах. Режиссер, живописуя ужасы войны, вроде как бы выступает с пацифистских позиций. Но пафос свой он обращает на то, чтобы показать, что война эта против южан-работорговцев была, мол, бессмысленна, что освободители-северяне - были ничем не лучше, если еще не хуже южан. Он смакует сцены диких избиений и ограбления заключенных в лагере для военнопленных южан (лагерь этот живо напоминает нацистские лагеря смерти); чтобы пояснить свою "идею" (все одинаковы!), он прибегает к такой "художественной метафоре": по дороге движется колонна солдат - на них серая форма, значит, это южане. Но вот они отряхивают со своих мундиров серую дорожную пыль, и оказывается, что мундиры у них синие - это северяне! Офицер северян не верит в победу, он всегда пьян и поднимает дух своих солдат тоже только водкой... Этот "анализ" Гражданской войны дан режиссером, мягко говоря, с антиисторических, пошлых, обывательских позиций; война ему здесь, наверное, понадобилась, чтобы обелить своих героев: что значат несколько десятков их жертв по сравнению с тысячами павших в бою?

И вместе с тем эти фильмы сбиты добротно, сюжет в них закручен умело и занимательно. Самое пышное в картинах Леоне - финал. Здесь авторы сценария, оператор, композитор и сам режиссер не скупятся на эффекты. (Эти затянутые финалы, должно быть, действительно впечатляющи, если даже один глубоко уважаемый критик, правда, в личной беседе, мог вполне серьезно говорить о том, что "они проникнуты мрачной поэзией в духе Эдгара По". Каково же воздействие фильмов Леоне на простодушных мальчишек? Что касается меня, то я глубоко убежден, что этим ремесленным, жестоким лентам по самой их природе чужда всякая поэзия; если говорить о романтике, то романтика эта ложная; такая же чисто спекулятивная, как и претенциозные "находки" и все фильмы Леоне в целом).

Исполнителей главных ролей режиссер нашел в Америке. Из них он сделал популярных кинозвезд - двух прекрасно владеющих оружием и обладающих характерными, совершенно новыми для Италии физиономиями актеров - Клинта Иствуда и Ли Ван-Клифа. Клинт Иствуд - здоровенный детина с заросшим рыжей щетиной лицом, висящим на губе окурком сигары и вечно прищуренными голубыми глазками, которые он раскрывает пошире только когда вскидывает свой семизарядный кольт или винтовку. Стреляет он без промаха и очень изящно, нарочито небрежным жестом, отправляет свой револьвер обратно в кобуру, скрытую под живописным пестро вышитым пончо. Ленивая ковбойская грация Иствуда пленила не только подростков, но и женскую половину зрительного зала, что обеспечило актеру огромный успех в Италии. Теперь разбогатевший Иствуд вернулся в США, неожиданно оказался "интеллектуалом" и собирается сам стать режиссером. По данным анкеты, проведенной агентством "Рейтер" в сорока четырех странах, Иствуд по популярности среди кинозрителей благодаря фильмам Леоне занимает первое место. Ли Ван-Клиф значительно старше, у него нервное, хищное лицо с подергивающимися, как у рассерженного кота, усиками, он всегда во всем черном, это нечто среднее между классическим злодеем из мелодрамы и бывшим джентльменом.

Кроме того, Леоне так богат, что может позволить себе роскошь приглашать сниматься в своих фильмах самых талантливых итальянских актеров - то Клаудию Кардинале, то Джан-Мария Волонте, может нанимать таких первоклассных операторов, как Тонино Делли Колли, таких опытных композиторов, как Эннио Морриконе, таких одаренных кинодраматургов, как автор его сценариев Лючано Винченцони.

Источник: Богемский Г. Кинематограф "общества потребления" (Размышления об итальянском коммерческом фильме) // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.107-137. Цитата со стр.118-121 (без купюр).

Комментарий от adzhaya:
Учусь читать между строк.
Если отвлечься от дани времени в виде ритуальных обругиваний, Богемский расхвалил Леоне до небес. Классифицировал как постмодерниста. Отметил выдающийся профессионализм самого Леоне и всей его команды. Перечислил особенности жанра. Указал на национальные истоки (намёк на сицилийскую мафию). Привёл пример яркой художественной метафоры (серые-синие мундиры). Позволил себе прозрачный намёк на одобрительный вердикт итальянцу, вынесенный маститыми советскими кинокритиками на кухонных симпозиумах.

Tags: 1960-1969, вестерны
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Графический хоррор "Кортни Крамрин. Ночные твари"

    Гордо реял злобный вирус над седой равниной Балтийского моря. Но успевшей ещё раньше разумно накупить множество всяких комиксов было чем себя занять…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Графический хоррор "Кортни Крамрин. Ночные твари"

    Гордо реял злобный вирус над седой равниной Балтийского моря. Но успевшей ещё раньше разумно накупить множество всяких комиксов было чем себя занять…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…