"Каждый фильм Леоне - своего рода антология американского вестерна. Надо признать, что он вообще творчески переработал и использовал весь опыт современного мирового кино: некоторые находят в его лентах даже кое-что от японских самурайских фильмов. Но кое-что он внес и свое - это прежде всего немыслимая, нечеловеческая жестокость, а также замедленный - "под Антониони"! - столь необычный в приключенческом жанре темп повествования, вдруг нарушаемый неожиданными вспышками кинодействия. Новой для вестернов является и сама психология его героев - холодных, циничных, злопамятных и коварных. Какие там это американские "пистолерос" - это типичные наемные убийцы из сицилийской мафии! Зверские, часто бессмысленные избиения, безжалостные пытки и гнусные издевательства, убийства хладнокровно циничные, только ради "нескольких лишних долларов", причем совершаемые коварно, исподтишка, так, чтобы сам убийца оставался в безопасности, - к примеру, с большого расстояния, из винтовки с оптическим прицелом... Сколько-нибудь положительных героев в фильмах Леоне нет: характеристики трех персонажей его фильма "Хороший, плохой, злой" чисто условны, если не ироничны - все три бандита стоят друг друга. И масса натуралистических подробностей: ползающие тараканы и мухи, которых пьяные или одуревшие от наркотиков бандиты давят стаканом или загоняют в ствол пистолета, огромные кровавые раны, солнечные ожоги крупным планом, небритые, потные физиономии, грязные руки с черными ногтями.
Леоне пытается внести в свои фильмы некоторую нотку интеллектуальности и серьезности. В фильме "Хороший, плохой, злой" он, например, делает весьма своеобразный экскурс в область истории войны Севера и Юга в Соединенных Штатах. Режиссер обращает свой пафос на то, чтобы показать, что освободители-северяне были ничем не лучше, если еще не хуже южан. Он смакует сцены диких избиений и ограбления заключенных в лагере для военнопленных южан (лагерь этот живо напоминает нацистские лагеря смерти); чтобы пояснить свою идею (все одинаковы!), он прибегает к такой художественной метафоре: по дороге движется колонна солдат - на них серая форма, значит, это южане. Но вот они отряхивают со своих мундиров серую дорожную пыль, и оказывается, что мундиры у них синие - это северяне! Офицер северян не верит в победу, он всегда пьян и поднимает дух своих солдат тоже только водкой...
Фильмы сбиты добротно, сюжет в них закручен умело и занимательно. Самое пышное в картинах Леоне - финал. Здесь авторы сценария, оператор, композитор и сам режиссер не скупятся на эффекты. (Один глубоко уважаемый критик, правда, в личной беседе, мог вполне серьезно говорить о том, что "они проникнуты мрачной поэзией в духе Эдгара По". Каково же воздействие фильмов Леоне на простодушных мальчишек?).
Исполнителей главных ролей режиссер нашел в Америке. Из них он сделал популярных кинозвезд - двух прекрасно владеющих оружием и обладающих характерными, совершенно новыми для Италии физиономиями актеров - Клинта Иствуда и Ли Ван-Клифа. Клинт Иствуд - здоровенный детина с заросшим рыжей щетиной лицом, висящим на губе окурком сигары и вечно прищуренными голубыми глазами, которые он раскрывает пошире только когда вскидывает свой семизарядный кольт или винтовку. Стреляет он без промаха и очень изящно, нарочито небрежным жестом, отправляет свой револьвер обратно в кобуру, скрытую под живописным пестро вышитым пончо. Ленивая ковбойская грация Иствуда пленила не только подростков, но и женскую половину зрительного зала, что обеспечило актеру огромный успех в Италии. По данным анкеты, проведенной агентством "Рейтер" в сорока четырех странах, Иствуд по популярности среди кинозрителей благодаря фильмам Леоне занимает первое место. Ли Ван-Клиф значительно старше, у него нервное, хищное лицо с подергивающимися, как у рассерженного кота, усиками, он всегда во всем черном, это нечто среднее между классическим злодеем из мелодрамы и бывшим джентльменом.
Кроме того, Леоне может позволить себе роскошь приглашать сниматься в своих фильмах самых талантливых итальянских актеров - то Клаудию Кардинале, то Джан-Мария Волонте, может нанимать таких первоклассных операторов, как Тонино Делли Колли, таких опытных композиторов, как Эннио Морриконе, таких одаренных кинодраматургов, как автор его сценариев Лючано Винченцони".
Источник: Богемский Г. Кинематограф "общества потребления" (Размышления об итальянском коммерческом фильме) // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.107-137. Цитата со стр.118-121 (в тенденциозной переработке от adzhaya).