Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Итальянские "военные" фильмы и немножко обычной конспирологии

Все началось в 1968 году: в  числе многих других американских картин в Италии в прокат вышел фильм Роберта Олдрича "Грязная дюжина" - о приключениях группы американских солдат во время второй мировой войны. Неожиданный большой кассовый успех этой посредственной ленты в Италии открыл глаза итальянским и американским продюсерам: почему бы наряду с вестернами не начать ставить в Италии "военные" фильмы? У Пентагона в этом отношении также имелись свои соображения.

Американский пропагандистский фильм "Зеленые береты", оправдывавший агрессию во Вьетнаме, поставленный по заказу и на средства Пентагона в 1965 году бывшим актером Джоном Уэйном, вызвал во всем мире волну возмущения (его повсюду бойкотируют, называют неонацистским и кое-где даже конфискуют). Почему бы не начать выпускать фильмы американской военной пропаганды под итальянской маркой? И вот в Италию вслед за "Грязной дюжиной" хлынул поток американских "военных" фильмов, а затем американские и итальянские продюсеры разработали программу выпуска картин на военные темы вполне определенной направленности в самой Италии. Было решено поставить сперва пятьдесят фильмов, а затем, в случае успеха, увеличить их количество в три-четыре раза. Сначала могло показаться, что неожиданное появление множества американских и итальянских "военных" фильмов - случайность. Но вскоре стало ясно, что дело (sic! не "речь" - прим. adzhaya) идет о едином согласованном плане. Десятки итальянских лент "про войну" уже вышли на экран, потеснив вестерны. Назовем лишь несколько из них: "Июнь 1944 года, высадка в Нормандии", "Коммандос-самоубийцы", "Битва при Эль-Аламейне", "Битва за Англию". Их итальянские постановщики иногда скрываются под американизированными псевдонимами, как было и с вестернами. Большинство этих фильмов восхваляет военные доблести американских солдат. Но делается это несколько осторожнее, чем в фильме Джона Уэйна. Например, режиссер Марио Сичилиано, поставив фильм "Семь зеленых беретов", в последнюю минуту изменил его название на "Семь красных беретов". Но независимо от цвета беретов и от того, какая форма на героях этих фильмов - американская, английская или итальянская, - они построены по одному шаблону и одинаково кровожадны. Это поистине энциклопедия милитаризма, человеконенавистничества, убийства.

- Мы не фабрикуем положительных и отрицательных персонажей, - говорит постановщик одного из этих фильмов, - наши герои должны быть подонками, каждый кадр - удар под ложечку...

Убивают в этих фильмах не только в бою, убивают беззащитных, пленных, добивают раненых. Убивают хладнокровно, до ужаса натуралистически, наслаждаясь собственной безнаказанностью. По существу, герои их - не солдаты, а профессиональные убийцы-"киллеры". Они умерщвляют просто, деловито, без всякого трагизма. Война из огромного общественного потрясения, из трагедии для народов превращена в подобных фильмах в своего рода спорт. Исход борьбы зависит не от стремления людей к свободе, не от их массового героизма, а от степени безжалостности и натренированности гангстеров в мундирах.

Излюбленное место действия этих новых итальянских фильмов - Северная Африка, хотя итальянцы должны были бы сохранить о ней не слишком приятные воспоминания. Съемки же ведутся неподалеку от Рима - прибрежные дюны изображают Ливийскую пустыню. Несколько пальм из пластика - и "оазис" готов. В павильонах римских студий "Чинечитта" воздвигают форты и крепости, причем одни и те же декорации служат для многих фильмов. Почти никаких батальных сцен - фильм надо изготовить быстро и экономно! На отдаленном фоне где-то происходящей войны показываются кровавые подвиги какого-нибудь патруля или группы сорвиголов "коммандос". Диалоги сведены к минимуму - зачем ломать голову над сценарием?

Весьма характерен для этого нового жанра итало-американский боевик "Высадка у Анцио" (режиссеры Эдуард Дмитрык и Дуилио Колетти). Фильм показывает не ту десантную операцию союзников, которая, хоть с огромным опозданием, но все же открыла англо-американской армии дорогу на Рим, а неправдоподобные приключения отряда, возглавляемого ловким журналистом Диком, который и формулирует "мораль" этого фильма. "Человек убивает потому, что ему это нравится", - говорит он. Никакого намека на ту решающую роль, которую имели действия Советской Армии на советско-германском фронте, мы в этих фильмах, разумеется, не найдем: история второй мировой войны представлена в самом превратном виде.

Иногда эти картины содержат прямое оправдание фашизма, показывают войну как бы со стороны вояк Муссолини, видят события их глазами. Таков фильм "Битва при Эль-Аламейне", который газета "Унита" прямо назвала "откровенно фашистским".

Пока что подобные ленты ставят второстепенные режиссеры при минимальных затратах; они представляют собою явную халтуру и рассчитаны на первых порах на провинциальный экран. Но число их угрожающе растет, и, судя по всему, они занимают немаловажное место в планах военной пропаганды Пентагона.

Источник: Богемский Г. Кинематограф "общества потребления" (Размышления об итальянском коммерческом фильме) // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.107-137. Цитата со стр. 124-126 без купюр.
Tags: 1970-1979, архив, военное кино
Subscribe

  • Текущее

    Если из примерно семидесяти лично знакомых человек в апреле-мае заболели только трое, но именно пневмонией, а не пяточной грыжей или иным почтенным…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Йети среди нас

    Дичаю. С 30 января не была в парикмахерской, скоро стану похожа на йети. График самовыщипывания бровей, и тот перекосило. В морозилке заканчивается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Текущее

    Если из примерно семидесяти лично знакомых человек в апреле-мае заболели только трое, но именно пневмонией, а не пяточной грыжей или иным почтенным…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Йети среди нас

    Дичаю. С 30 января не была в парикмахерской, скоро стану похожа на йети. График самовыщипывания бровей, и тот перекосило. В морозилке заканчивается…