Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

В.Голованов о коммерческом кино США 1950-1960-х (на примере AIP)

«Америкен интернейшнл»  (AIP) была основана в 1954 году бывшим билетером кинотеатра Джеймсом Николсоном и юристом Сэмюелем Арковом.

С самого начала своей деятельности Николсон и Арков поставили задачу – делать дешевые фильмы и получать высокие прибыли.

Для крупной студии, обремененной большими накладными расходами, подобная задача практически неосуществима. Для «Америкен интернейшнл» она решалась легко: привлекались малоизвестные сценаристы, молодые актеры, режиссеры и ставился наиболее «горячий» фильм. Экономили даже на съемочной площадке – снимали больше на натуре. Если по сценарию требовались интерьеры, подыскивали какое-нибудь подходящее здание, заброшенную ферму – только бы не пришлось платить.

Первый фильм – «Чудовище с миллионом глаз» - Николсон и Арков сделали на «голодном бюджете», за два дня. Их тактика заключалась в том, чтобы собрать как можно больше средств, прежде чем станет известно, что фильм отменная ерунда. Для этого была заготовлена реклама, разжигающая воображение, сделано максимальное количество контратипов для всех кинотеатров, которые согласились его демонстрировать, чтобы тоже сорвать куш. И прибыль была получена, прежде чем фильм «Чудовище с миллионом глаз» успел провалиться.

Николсон и Арков пекли фильмы с завидной лихостью, повергая в изумление более опытных конкурентов. С 1954 по 1967 год их фирма выпустила сто тридцать дешевых и примитивных картин, которые собрали двести пятьдесят миллионов долларов. «Америкен интернейшнл» открыла для себя самую обширную аудиторию страны – аудиторию подростков. В проспекте фирмы можно прочесть: «Задолго до других «Америкен интернейшнл» вызволила из забвения молодежь страны. Были найдены сенсационные заголовки и темы, которые щекотали воображение. Была организована широкая кампания, призывающая смотреть эти фильмы. Динамизм и возбуждение стали квинтэссенцией каждой картины».</p>

В длинном списке фильмов, выпущенных компанией в 60-е годы, присутствуют практически все «выигрышные» темы коммерческого кино – наркомания, секс, насилие («Дневник школьницы-невесты», «Твист всю ночь», «Рожденные неприкаянными»); темы ужаса и кошмара («Безголовое привидение», «Как стать монстром»); библейские темы в сексуальной интерпретации («Самсон и плененная королева», «Голиаф и грехи Вавилона»). Разрабатывалась и популярная космическая тема («Паника в нулевой год», «Злая красная планета»). «Классика» фирмы – «Я был юным оборотнем» - вызвала транспортные пробки у кинотеатров. Сразу же было сделано продолжение – «Я был молодым Франкенштейном». Фильм «Вечеринка на пляже» стал настолько популярным среди подростков, что фирма произвела подряд шесть подобных «пляжных» фильмов.

Любопытны образчики рекламы, которыми «Америкен интернейшнл» привлекает зрителей к своей продукции: «Познакомьтесь с хиппи, с капризами их плоти» («Бунт на Сансет-стрит»), «Их бог – насилие, разврат – их закон» («Дьявольские ангелы») и т.п. Большое внимание уделяется и названию фильма – этой первой приманке зрителей. Не раз, когда фильм в прокате «не шел», его снимали, подыскивали более интригующее название, снова выпускали на экран, и аудитория увеличивалась.

Фирма имела в 1967 году двадцать восемь контор, разбросанных по всей стране, которые изучали нравы подростков.

Арков так определял «эстетическую» и «идейную» программу «Америкен интернейшнл»: «Молодежь ищет чистого забвения, несуществующей страны без родителей, без взрослых, без авторитетов. Ребята устали выслушивать нотации от родителей, тем более они не хотят их слушать от нас».

Основные доходы – более 70 процентов – фирма получала от паркингов (drive-in). К концу 60-х годов «Америкен интернейшнл» раздвинула горизонты своей деятельности, занявшись и международными операциями. Если в 1954 году фирма начала свою деятельность с капиталом в три тысячи долларов, имела четырех сотрудников и вся контора размещалась в одной комнате, то в 1969 году она ворочала миллионами. Триста пятьдесят сотрудников – лишь небольшая часть аппарата – были заняты исключительно распространением продукции за рубежом – в Гонконге, Лондоне, Лиссабоне, Риме, Сиднее.

В 1964 году «Америкен интернейшнл» основала телевизионный филиал, а в конце 1965 года – дочернюю компанию «Транс-Америкен», которая прокатывала через «арт-тиетрс» фильмы авангарда, а также экранизации литературных произведений.

В январе 1971 года мне пришлось встречаться и беседовать с руководителями «Америкен интернейшнл». Джеймс Николсон, президент корпорации, и Сэмюель Арков, глава правления, говоря о фильмах, которые они выпускают (они продюсеры многих фильмов), отмечали. Что во второй половине 60-х годов им пришлось многое пересмотреть. Они почувствовали. Что время «пляжных» и «твистовых» фильмов прошло, их прежняя аудитория подросла, поумнела, обогатилась опытом жизни и острым восприятием социальных проблем. Чтобы удержать ее, была необходима перестройка. «Для нас настало время отражения актуальных социальных процессов в Америке», - говорил Арков.

Оба бизнесмена считают, что «Америкен интернейшнл» откликнулась на эти проблемы такими фильмами, как «Дикость на улицах», «Рожденные неприкаянными», «Дьявольские ангелы».

«Америкен интернейшнл» с 60-х годов стала больше уделять внимания и экранизациям классических литературных произведений – опять-таки по причине возросшей образованности их прежней аудитории. «На классику всегда есть рынок, - говорил Николсон, - особенно в наши тревожные дни, когда все увеличивающиеся заботы и тревоги вызывают у американцев, да и не только у них, чувство ностальгии».

Факт демонстрации в нью-йоркском «Радио Сити мюзик-холл» фильма «Грозовой перевал» - честь, которой удостаиваются только «престижные» фильмы, - свидетельствует о том, что фирма начинает создавать себе новую репутацию. Характерно и другое. Если прежде уважающие себя актеры и режиссеры отказывались сотрудничать с «Америкен интернейшнл» из-за ее сомнительной славы, то сегодня здесь соглашаются сниматься Бетт Дэвис, Ава Гарднер, Эрнест Боргнайн, Клиф Робертсон и другие известные мастера экрана.

Обратившись в конце 60-х годов к классике без кавычек, «Америкен интернейшнл» отнюдь не отказалась от своей собственной «классики». Экранизации составляют едва одну треть нынешней продукции студии, а две трети – это «горячий» фильм, удобренный для злободневности политической и социальной проблематикой, но в действительности уводящий в сторону от истинных проблем.

Молодежь осталась основным потребителем продукции «Америкен интернейшнл», и главная задача студии – отвлечь ее от политики.

На примере «Америкен интернейшнл» можно увидеть довольно типичный для 60-х годов процесс становления новых голливудских студий. Аналогичным путем добивались своего  места «под солнцем» студии «Эмбасси», «Синема сентер филмз», «Нэйшнл дженерал» и другие. Главное – сделать подешевле, выручить побольше, а какими средствами будет достигнута эта цель – не имеет значения.

Источник: Голованов В. Голливуд: экономика и политика / В. Голованов // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. – М., 1974. Вып.4. –   С.5-33. Цитата со стр.9-12 без купюр.

Комментарий от adzhaya:

Имя-отчество Голованова в Сети почему-то не нашлось. Странно.
Только вот это:
Голованов В.Е. Особенности идейной борьбы в американском кино 60‑х годов: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Кафедра теории литературы и искусства. – М., 1971. – 23 с.


Tags: 1950-1959, 1960-1969
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments