Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Дефиниция "социального фильма" от Г. Капралова с упором на тему насилия в кино

На наш взгляд, социальный фильм можно определить как кинопроизведение, в котором изображаемые жизненные факты и человеческие коллизии объясняются посредством анализа диалектической связи человека со своим временем и обществом. Если использовать выражение А.Ухтомского, примененное им к характеристике человеческого характера, то можно сказать, что социальный фильм - это фильм с доминантой на общество, то есть ориентированный на исследование социальной структуры мира, в котором отдельная личность всегда находится в какой-то из точек пересечения разнодействующих общественных сил. ...Чудовищные факты чудовищных противоречий капиталистического строя, все более обостряющийся кризис во всех сферах жизни настолько "бьют в глаза", что буржуазные художники дают во многом правдивую картину этого мира, страстно, все более резко обличают его уродства. Но тут нередко происходит та же аберрация, искаженное восприятие явлений, которое наблюдается, скажем, в буржуазной философии. Известный советский историй философии А.С.Богомолов пишет, что "...в философии все больше выступает на первый план косвенная апология существующего строя, фиксирующая социальные противоречия и конфликты, но переносящая их источник в само человеческое существование, в "природу" человека" (дана ссылка на кн.: Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. М.: Мысль, 1974. С.4) ...Если нельзя идеализировать, то можно мифологизировать, можно ...язвы капиталистического строя отнести на счет некого Рока, Закона природы, Извечного проклятия, - на счет "инстинктивной агрессивности", "генетического кода" человека и т.д. Миф о Зле, запрограммированном как бы самой природой человека, миф о Неотвратимом, Неизбежном, овладевая воображением, пленяя разум, становится оправданием того, что уже нельзя загримировать. ...Идеи природной, инстинктивной агрессивности лежат и в основе подавляющего большинства западных фильмов, так или иначе разрабатывающих темы насилия в современном мире.

Источник: Капралов Г. Социальный фильм и тема с вариациями // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1976. - Вып.5. - С.3-32. Цитата со стр.4, 5-6 с купюрами.

Комментарий от adzhaya:
Может, я не очень внимательно прочла статью, и только поэтому не заметила у Капралова прямого утверждения, что буржуазное кино антисоциально? 
Попутно задумалась, в точке пересечения каких разнодействующих общественных сил нахожусь я. Вообще-то, по возрасту и семейному положению моё место среди поклонниц "Дневника Бриджит Джонс", но как-то не тянет, знаете ли...:) 
Далее у Капралова следуют рецензии и пересказы по фильмам "Агрессия" Жерара Пирса, "Избавление" и "Зардоз" Джона Бурмана, "Соломенные псы" Сэма Пекинпа, "Свадебная ваза" Терри Зено, "Шепоты и крики" Бергмана, "Каждый за себя, а бог против всех" Херцога, "Ночной портье" Кавани и "Лакомб Люсьен" Маля. Топчусь на месте в раздумьях, чем вас порадовать. Наверное, "Зардозом", - у меня от одного пересказа-спойлера глаза на лоб вылезли.
Сегодня утром посмотрела "Тыквоголового" 1988 года и теперь страсть как хочется распять его на кресте анализа диалектической связи:)
Tags: теория кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments