Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Подробный спойлер и критика по "Зардозу" от Г.Капралова

Цивилизация, как утверждает художник, лишь тонкой плёнкой скрывает животную сущность человека.
Не потому ли, размышляя о будущем человечества, Бурман в фильме "Зардоз", действие которого происходит в 2293 году, видит грядущее опять-таки как тотальное торжество жестокости, насилия над эфемерной "интеллектуальностью" и "высшими стремлениями". Недаром один из французских журналов поместил рецензию об этом фильме под весьма красноречивым заголовком: "Всё иное и ничто не изменившееся..."
В "Зардозе" показана некая "элита", живущая в "постиндустриальном обществе" на опустошённой в результате какой-то катастрофы земле, в "райском уголке", который чудом сохранился и отделён от всего остального мира невидимой электромагнитной стеной.
Здесь владычествуют женщины. Мужчины же лишены всякой активности, в том числе и стремления к супружеской жизни, к которой и женщины также не имеют склонности. Здесь уничтожены все болезни. Люди бессмертны. Но, как оказывается, такая участь суждена лишь горстке "избранных", которых обслуживают "рабы", "пролетарии", работающие за пределами райского обиталища под присмотром жестоких надзирателей. Один из них - Зед, именуемый также "Истребитель". На нем, так же как и на других ему подобных, лежит обязанность заставлять работать новоисторических "илотов". Если же последние протустуют или бунтуют, их сразу убивают.
Зед проникает в царство "бессмертных" и своей грубой силой и агрессивностью (роль Зеда играет знаменитый исполнитель ролей супершпиона Джеймса Бонда актер Шон Коннори) вызывает у предводительницы элиты чувства, дотоле не испытанные ею. Это обстоятельство и приводит потом к гибели все царство "избранных", или, как оно именуется в фильме, Вортекс.
Вортекс управляется "коллективным мозгом" - Табернаклем, представляющим собой некий кристалл, от которого идут сигналы ко всем "бессмертным": у каждого из них в мозг вмонтировано "электронное устройство" с обратной связью с Табернаклем. Интерес жизни "бессмертных" сосредоточен целиком на интеллектуальных проблемах. Правда, есть среди них и так называемые "ренегаты", то есть усомнившиеся в абсолютной разумности такой жизни. Последние обречены на вечную старость и дряхлость, в то время как общество "избранных" пребывает постоянно в той возрастной поре, которая соответствует примерно двадцати пяти годам. Впрочем, господствующая здесь "идиллия" имеет лишь видимость счастливой жизни. "Правоверные", лишённые страстей и волнений, не знают и истинных радостей, а "ренегаты" как высшего блага ждут смерти, которой они лишены.
Зардоз, по имени которого фильм носит своё название, - это гигантская летающая каменная маска, созданная "бессмертными". Задача Зардоза - снабжать оружием "исторебителей", чтобы они держали в вечном страхе "рабов", и доставлять зерно "бессмертным".
Когда вооружённый пистолетами Зед проникает из "внешних земель" в "райскую обитель", он вступает в поединок с кристаллом-Табернаклем и приносит в царство "бессмертных" неизвестные здесь человеческие страсти, но вместе с ними и террор, ужас, кровь, смерть. Так в мире вновь воцаряется хаос всеобщего истребления и насилия...
С художественной точки зрения, "Зардоз" малоинтересен. Померк и Шон Коннори, которому в фильмах о Бонде приходилось всё же проявлять какие-то черты характера героя, попадавшего в сложные, хотя и неправдоподобные, ситуации. Здесь же актёр должен демонстрировать лишь свою мускульную силу и тотальную, непрерывную агрессивность.
Фильм пессимистичен, и это закономерно, ибо будущее представляется Бурману всё тем же капиталистическим обществом, сохранившим все черты классового антагонизма и эксплуатации (деление на "элиту" и "рабов"), но поднявшимся на новую технологическую ступень. Не допуская иных социальных решений, иных общественных структур, Бурман (он сам написал сценарий картины) не может предложить ничего, кроме всё той же крови, анархии и эскалации насилия, которые и в наши дни захлёстывают буржуазный мир.
"Зардоз" - одно (sic! - примеч. adzhaya) из рановидностей "антиутопии", пугающее "пророчество" художника, фантазия которого не поднимается над уровнем обыденного буржуазного сознания. В своём же истоке подобные "философские", "футурологические" кошмары рождаются, как уже отмечалось, на почве подновлённых фрейдистских и близких им идей о врождённой агрессивности человека, о якобы неизбежном действии заложенного в нём "механизма насилия", как только для этого создаются более или менее подходящие условия.
<Далее идёт разбор "Соломенных псов" Пекинпа>

Источник: Капралов Г. Социальный фильм и тема с вариациями // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1976. - Вып.5. - С.3-32. Цитата без купюр со стр.12-13.
Tags: 1970-1979
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments