Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

"Охота на ведьм" Пола Шредера (США, 1994)

"Охота на ведьм" - особенная ретрокомедия о "фабрике грёз" и крутосваренный фэнтези-детектив, придавший величие классической традиции подставленному кролику Роджеру.
Это фильм-квиз, где знаток истории кино расшифрует каждую деталь и насладится комичной надгробной речью, снабжённой обильными кинометафорами. Ещё это старательно стилизованное зрелище и замечательная пародия на "крутой" детектив, где скорбный меловой контур тела жертвы и безжалостный громила-убийца осмеяны с одинаковым задором и любовью к канонам жанра.
Оригинальна фабула с недвусмысленной аллюзией на маккартизм. В 1953 году на погрязший в магии и колдовстве Голливуд пошёл с мечом и огнём сенатор-популист, рвущийся в любимцы толпы.







До определённого момента весьма строен сюжет. Частный сыщик Г.Ф.Лавкрафт (почти 60-летний Деннис Хоппер сыграл здесь роль человека, чьё имя вторит имени культового писателя, которому в 1953 году было бы 63 года) среди колдунов пользуется репутацией коллеги, но магию не применяет ни в бизнесе, ни в личной жизни. Собственный печальный опыт убедил его когда-то, что решая одни проблемы, магия невольно создаёт другие, совершенно непредсказуемые по своим социальным последствиям.





Видя источник проблемы в личности мага, Лавкрафт опасается испытывать свою удачливость, но тем не менее рад за тех, кому удаётся балансировать на грани всевластия и моральной ответственности. Поэтому Лавкрафт водит дружбу с дипломированной белой колдуньей, высокообразованной негритянкой исключительных нравственных достоинств. Впрочем, высокая нравственность не помешала ей выполнить заказ голливудского клиента и доставить ему в штат сценаристов ничего не понимающего, испуганного Шекспира, которому планировалось поручить диалоги в новом киношедевре.
В этом альтернативном Голливуде магия, на самом деле, ничего не прибавила и ничего не убавила. Это по-прежнему мир, где продаются и покупаются чувства и принципы. И так ли неправ циничный злодей-сенатор, когда публично замечает, что если господь не примет мер к Голливуду, то обязан извиниться перед Содомом и Гоморрой?..



Расследуя совершённое при помощи злого колдовства убийство голливудской шишки, сыщик Лавкрафт проходит духовный путь доброго волшебника, которого обстоятельства вынуждают всё-таки взять на себя бремя правоты и ответственности в нелёгком деле различения чёрной и белой магии. Вот тут-то и наступает тот "определённый момент", когда сюжет теряет стройность. Потому что никакое бремя Лавкрафт на себя так и не взял. Вот не взял и всё. И правильно сделал. Одного Раскольникова мировой культуре более чем достаточно.  
Жаль только, сосредоточившись на выражении этой идеи, авторы так увлеклись, что прекратили сдабривать действие порциями разнообразнейшего интеллектуального юмора, и финальная часть фильма в этом смысле довольно сильно отличается от первых двух третей.























Tags: 1990-1999, мистика, сша кино 1990-х, фэнтези, шекспир живее всех живых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments