Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

В.Михалкович о триллере как средоточии новой мифологии ХХ века

...картины попроще... эффективно выполняют свою задачу - если не эстетическую, то социологическую. Функцию, на них возложенную, следует определить кратко: мифологизация реальности.
В кинематографических "сериалах" - всевозможных "Жюдексах", "Фантомасах" и "Зигомарах" всякое социальное явление, казавшееся среднему зрителю опасным, "одушевлялось", воплощалось какой-нибудь мифологической фигурой - очередным посланцем сатаны. Против него, против исчадия ада выступал герой, в равной степени фантастический, - он отнюдь не призывал к подлинному разрешению проблем, он представлял собой надежду на ирреальное, иллюзорное их разрешение. 
Шерлокхолмсовский детектив направлен был к иной цели - он утверждал идею о всемогуществе разума, вселял уверенность, что посредством умственных усилий можно преодолеть любой конфликт, в первую очередь - социальный. Из этой уверенности, как из почвы, вырастала мифологическая фигура сыщика - абсолютного средоточия разума.
Триллер решительно отказывается от системы "очеловечивания" социальных явлений и абстрактных понятий. Он как будто стремится к доподлинности, документальности даже. В изображении главного героя он чуждается всякой трансцендентальности, живописует человека, взятого из жизни, с улицы, и если этот человек представляет собой нечто исключительное, всё равно для подобной исключительности находится рациональное обоснование. Контрпартнёром этого героя оказывается не чудовище в облике человеческом, вроде Фантомаса или профессора Мориарти, контрпартнёром оказывается вся реальность как таковая. Именно она, а не бесцеремонные противники или полицейские, становится основным источником неприятностей для героя <...>. На реальность герой триллера никогда не может рассчитывать как на благожелательного, готового сотрудничать компаньона, никогда герой не может на неё положиться, заключить с нею пакт о ненападении. Сведение многообразного мира к одной только черте, абсолютность значения, придаваемого этой черте, и есть в данном случае мифологизация.
Но с начала 60-х годов (на первых порах робко, а потом всё более уверенно) стала утверждаться в триллере иная сюжетная схема, где врагом личности объявлялась не вся реальность целиком, а лишь определённая её часть, определённый её фрагмент. Имя этого фрагмента - Организация.
<...> Триллер принялся демонизировать организацию, выдвигать её в качестве основного врага личности <...>

Источник: Михалкович В. Что такое триллер? // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1976. - Вып.5. - С.187-214. Цитата со стр. 206-208 с купюрами.

См. также: Михалкович Валентин Иванович (1937–2006). Буржуазный кинодетектив и некоторые проблемы “массовой культуры”: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения / Ин–т истории искусств. – М., 1974. – 26 с.

Вопрос от adzhaya:
Является ли фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" триллером про товарища Дынина, который хотел как лучше, но попал в ловушки безжалостной Организации юных хиппарей?:)
Tags: теория кино, триллеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments