Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Н.Абрамов об "Улитках" 1965 и "Дикой планете" 1973 Рене Лалу (осторожно, спойлеры!)

Рене Лалу и его художник Ролан Топор охотно изображали мир, находящийся во власти страшных существ, несущих людям гибель. Фильм "Улитки" (1965) рассказывал о бедном крестьянине, посеявшем на своём клочке земли волшебный салат, который превращал в великанов тех, кто его отведает. На первый взгляд как будто традиционный сказочный сюжет. Но Лалу использует эту отправную позицию для создания пугающей картины гибели людей, которых пожирают огромные, разросшиеся до размеров танка садовые улитки. А когда с ними удалось справиться и надежда на спасение затеплилась в сердцах людей, оставшихся в живых, на горизонте показались фантастические многометровые уши приближающихся гигантских кроликов.

Этот устрашающий образ гибели человечества, решённый чисто мультипликационными средствами в традиции фильмов ужасов, не впрямую, но несомненно отражал массовый психоз, царивший на Западе в связи с угрозой термоядерной катастрофы.

В игровом кино тех лет можно найти прямые параллели "Улиткам", рождённые тем же призраком массового уничтожения.

Но если С.Креймер и С.Кубрик непосредственно рисовали на экране образ гибели мира, то та же тема в фильмах ужасов предлагала сюжеты, похожие на "Улиток". Таким был фильм Гордона Дугласа "Они" (1955) о гигантских муравьях трёхметрового роста, пожиравших людей. Муравьи эти - продукт паталогической мутации в результате испытания атомной бомбы - несут смерть и уничтожение. На ту же тему Джек Арнольд поставил фильм ужасов "Тарантула" (1955) - о разросшихся до невероятных размеров насекомых и животных. К тому же направлению относится и фильм Роберта Гордона "Чудовище выходит из моря" (1953) и серия японских фильмов о морском исполине Годзилле, пробуждённом взрывом водородной бомбы. Монстры 30-х годов - дракулы и франкенштейны - потеснились на зарубежных экранах, чтобы дать место более страшным созданиям, порождённым призраком страха перед термоядерной катастрофой. И мультипликационный фильм "Улитки" стал в ряд этих произведений западного кино.

<...> Спустя несколько лет была сделана попытка создать новый полнометражный фильм "Дикая планета" (1972) в жанре научной фантастики. Впрочем, можно ли отнести фильм Ролана Топора и Рене Лалу, созданный французскими кинематографистами совместно с мультипликаторами Чехословакии на Баррандовской студии, к жанру научной фантастики, как это можно сказать о "Космической Одиссее" Артура Кларка - Стэнли Кубрика? Много ли в ней научного предвидения, хотя бы в тех пределах, которые можно обнаружить в "Планете обезьян" Пьера Булля - Франклина Шеффнера? Пожалуй, нет.

Скорее, это традиционный комикс о жизни инопланетян, однако исполненный такой фантазии, полёта воображения и совершенства изобразительного решения, какие не часто встречались в истории мультипликации. Основанный на фабуле романа Стефана Вуля, он рассказывал о далёкой планете Игам, населённой существами по имени Драаги. Эти человекоподобные великаны с голубой кожей и красными глазами располагают огромными знаниями и сильным интеллектом. А поскольку в их мире всё совершенно, а силы, которые им служат, могучи и неисчерпаемы, они проводят время в забавах и размышлениях, которые служат источником их могущества.

Однажды с какой-то отдалённой планеты они раздобыли для забавы несколько маленьких, но вполне умных созданий, выглядящих как люди на Земле. Омы- так их назвали - быстро расплодились, не мешая хозяевам планеты Игам. Великаны играли с ними, как люди со щенками или котятами. Но один из омов, по имени Терр, выкрал тайну могущества драагов, сплотил омов и избавил их от власти великанов, а также от гигантской кровожадной птицы, которая прилетала, чтобы кормиться омами.

Терр сумел переправить свой народ на соседнюю "Дикую планету" и после драматической борьбы с драагами добился мира. Голубокожие и красноглазые великаны-драаги признали независимость омов, а Терр соединился с любимой девушкой его племени, помогавшей ему в освободительной борьбе.

Этот несложный сюжет стал предлогом для необычного изобразительного решения фильма. Образы созданий, населяющих планету Игам - растений, зверей, птиц и насекомых, - далеки от традиционных, излюбленных художниками комиксов персонажей. Ролан Топор создал тревожащий мир существ, утративших какое-либо сходство со всеми известными нам органическими формами, несущих угрозу для омов, - людей с Земли.

Источник: Абрамов Н. Мультфильм: политика, философия, поэзия // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М.: Искусство, 1978. - Вып.6 / Сост. М.Шатерникова. - С.192-211. Цитата со стр. 207-209, мною пропущен один абзац.

Комментарий от adzhaya:

"Улиток" не видела, так что пока вынуждена верить автору на слово. Хотя вряд ли монстры-мутанты из кино середины 1950-х несли ровно тот же посыл, что и мультфильм, созданный в 1965 году. Для Рене Лалу это был бы не комплимент, повторить идею десятилетней давности.

Сюжет "Дикой планеты" Абрамов несколько переврал. Как раз недавно пересматривала этот мультфильм, ошибиться не могу.
Насчёт недостатка прозорливости в области научного предвидения Абрамов, похоже, тоже ошибся. Драаги - европейцы, омы - понаехавшие. Там очень чёткий параллелизм во всём, особенно в области демографии драагов и омов:)

Обзор "Дикой планеты" со скриншотами - в журнале http://pol-ned.livejournal.com/25514.html


Tags: 1960-1969, 1970-1979, анимация, арт-кино
Subscribe

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments