Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Мужчина и женщина" Сесиля де Милля (1918), или Чудеса советского проката

Превью от adzhaya: На необитаемом острове очутилось семейство миллионера с челядью. Как один мужик двух генералов прокормил, так и дворецкий Крайтон прибрал к рукам власть на острове, потому что куда ж бездельникам-аристократам без рукосуйного пролетария в ливрее? Крайтону осталось только в своих бабах разобраться, потому что иная горничная иную миллионершу за пояс заткнёт...

Сергей Радлов

УСЛУЖЛИВЫЙ ОПАСНЕЕ ВРАГА

Если вас беспокоят мухи, не зовите на помощь медведя. Если вы хотите заказать агитационные титры для кинофильма, тоже не прибегайте к его услугам.
Слов нет, заманчивое дело взять западную буржуазную картину и несколькими находчиво вставленными фразами обратить её жало против неё самой, превратив апологию мещанства в орудие агитации. Но задача эта сложная и приниматься за неё надо умеючи.
Я смотрел на днях постановку Сесиля де Милль "Обломки крушения". Первое, что я увидел, была надпись вроде (цитирую всё по памяти и передавая общий смысл - я не мог предполагать, что надписи будут столь замечательны): "Октябрьская революция разметала по всему свету обломки старого мира".
После этого был показан очень импозантный мужчина в лакейском фраке, чистейший тип англосакса, с подписью "Князь Ромоданов" и объяснением, что русская аристократия, поступив на службу к американским миллионерам, стала прислуживать таким же бездельникам, как они сами.
В доказательство этой глубокой мысли была тотчас же показана очаровательная девушка-подросток, с огромными наивно-весёлыми глазами на юном и полном лице и с манерами деревенской простушки - и тут же надпись: "Княжка NN, измученная скитаниями и нищетой в Константинополе, была рада пристоиться горничной".
После этого мы увидели, как эта исстрадавшаяся княжна с величайшим и безмятежным аппетитом уписывает превкусный пирог с вареньем, и прочли, что после константинопольского голода несчастная женщина никак не может насытиться.
В древней Руси был, говорят, неприятный способ обращения со своими недругами. Брали два высоких дерева, пригибали к земле, привязывали к каждому из них по ноге виновного и затем отпускали деревья, чтобы разорвать беднягу пополам.
Нечто подобное, чувствовал я, делается и с моим сознанием: картина и тексты, стремительно разлетаясь, рвали его на две части.
Нам показывают нашего лакея-англосакса, с элегическим видом раскрывающего какую-то книгу. Но надпись уверяет, что это кричащие "Ананасы в шампанском" Игоря Северянина, несмотря на то, что на корешке книги написано по-английски "Poems".
Действие развивается. Миллионеры катаются на яхте. Кораблекрушение. Необитаемый остров. Старая знакомая нам история - "Остров равенства", "То, чего не было" и т.д. - оживляется здесь невиданным в мире состязанием между режиссёром и автором титров. Режиссёр возвеличивает своего героя, титро-литератор его уничтожает. И чем ловчее, прекраснее и благороднее поступки действующего в картине англосакса, тем более поносит наш литератор своего "князя".
Герой добывает огонь, строит прекрасный шалаш, убивает диких зверей, изобретает сигнальные приборы, руководит работами спутников - всё это наш литератор меланхолически резюмирует: "Константинопольские лишения кое-чему обучили князя". Ай да лишения! Ай да Константинопосль! Не город, а прямо Всеобуч! Попытка возмущения. Семейка миллионеров требует, чтобы главой острова стал их "папа" - старик миллионер. Англосакс Ромоданов взглядывает на него неспешным презрительным взглядом. Так истинное человеческое достоинство взирает на ложное и поддельное. Вот, не правда ли, случай выразить вполне уместную и всегда значительную мысль, что хозяин жизни тот, кто умеет трудиться и тому подобное. Величественный жест отказа - и что же мы читаем: "На ваши миллионы я отвечаю моим княжеским титулом". Все покорены. Так талантливый литератор сумел возвеличить княжеский титул в Советской России.
Вознеся своего героя до небес, режиссёр даёт ему опьянеть от своего величия. Он мечтает о полной власти над жизнью и смертью спасённой им девушки. Верный своему трагическому желанию подводить социальную базу под все замыслы Сесиль де Милля, литератор даёт князю Ромоданову такие слова: "Мои предки-цари жили как хотели" (или что-то в этом роде). Это очень интересно. Значит наш князь - Рюрикович и нам покажут тёмные времена Ивана Калиты! Очень поучительное зрелище. Но я был крайне удивлён, увидев, что эксцентрические Калиты и Василии Тёмные строили дворцы в ассирийском стиле, ходили полуголые с тиарами на головах и даже завели Zoo с тиграми, куда бросали неприятных им девушек
Уважаемый автор! Никто не думает оспаривать правильность основной тенденции к переработке. В сценарии "Обломков крушения" много примеров пошленькой буржуазной морали, нам достаточно противной; особенно характерен конец, где лакей находит счастье с горничной, а миллионерша с себе подобным миллионером. Очень почтенно стараться вызвать ненависть к русским княжнам. Но право же ваши методы для этого не подходят. Вы слишком верите в сокрушающую силу вашего слова. Выбрав самую симпатичную и весёлую актрису в фильме, вы приклеиваете к ней несколько бранных эпитетов и думаете, что задача исполнена и публика её терпеть не может. Жестокое заблуждение. Это была самая очаровательная, простодушная и милая княжна, которую когда-либо видели обитатели Советской России. В физкультурных состязаниях выдают иногда самому неудачному, от всех отставшему спортсмену так назыв. "утешительный" приз. Я считаю, что вы, уважаемый автор титров, вполне заслужили его самой бессмысленной, нелепой и неудачной попыткой агитации на территории СССР с 1917 года.

1925.

Источник:
Радлов Сергей Эрнестович (1892-1958). Десять лет в театре: [Статьи и рецензии 1917-1927 гг.] / Сергей Радлов; Предисловие С.Мокульского. - Л.: Прибой, 1929. - 328 с., 8 л. ил.; 18 см. - Тир. 3000 экз.
В содерж.: Услужливый опаснее врага: с. 227-231.

Текст приведён без сокращений. Орфография модернизирована.

Примечание от adzhaya:
Похоже, иные конкурсы КВН имеют глубокие корни:)
 
Свидетельство С.Э.Радлова использовал Ю.Г.Цивьян в монографии "На подступах к карпалистике" (М., 2010). Этот фрагмент есть в Сети, например, вот здесь.
Tags: 1910-1919, архив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments