Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Пять пальцев" (США, 1952, реж. Джозеф Манкевич)

1944 год. Камердинер английского посла в Турции албанец Диелло предложил немецкому посольству купить у него за огромные деньги фотокопии сверхсекретных документов, в том числе точную дату и место открытия второго фронта. Далее карьеристские танцы с саблями английских и немецких спецслужб накручиваются водевильными спиралями вокруг типично нуарного любовного сюжета. Используя полученные подлым путём деньги, Диелло получает шанс завоевать высокомерную и нищую красавицу-вдову польского графа, у которого до войны служил камердинером. Разумеется, никакие любовные интрижки челяди с вдовствующими графинями не могут быть поставлены в центр сюжета об уязвимости государственных тайн, стоящих жизни сотням тысяч людей. Что ж, Манкевич прекрасно обходится без натужных попыток выстроить конкуренцию темы секса с темой шпионских догонялок. Удачно найденный тон повествования делает историю сам, и похождения албанского авантюриста ни разу не конфликтуют с областью святого и запретного, потому что полностью защищены от бесстыдного проникновения в эту область. Дело не в том, что своей экзотической национальностью Диелло маркирован как человек культурной периферии, потомок окопавшихся в горах неграмотных лиходеев. Национальность персонажа в данном случае только служит средством отстранить его от лично-патриотической заинтересованности в победе той или иной стороны. По уровню интеллекта и общей образованности Диелло не уступает никому из нуворишей и аристократов. И зла человечеству он ни в коем случае не желает, подсобить Вермахту не стремится. Да и вообще Диелло настоящий “слуга джентльмена”, т.е. в английской культурной традиции сноб и консерватор ещё больший, чем его господин. Презирая всех политиканов и невысоко ставя их аналитические способности, этот маленький падальщик большого поля битвы совершенно спокоен за судьбу продаваемых им секретов. А почему спокоен – это и составляет основной, комедийный, сюжет фильма. В диалогах “Пяти пальцев” очень, очень много отличнейших литературных шуток, тонких и саркастичных. Кинематографических шуток, на мой вгляд, много меньше. Несколько разочаровал разве что финал – он показался бы мне намного эффектней, если б я относилась к большим деньгам хотя бы с капелькой почтения. Осталось понять, в чём смысл названия “5 пальцев”...:) Может, поговорка какая?
Tags: детективы, комедии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments