Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Cast a Deadly Spell

Заколдовать насмерть: Иронический ретро-фэнтези-"крутой детектив"
США, 1991, цв., 93 мин. Режиссёр Мартин Кэмпбелл

О своих впечатлениях от "Охоты на ведьм" Пола Шредера
я уже отчитывалась.
quatermass любезно информировал о том, что годом ранее некий Мартин Кэмпбелл тоже побеспокоил старину Лавкрафта экранизацией "по мотивам" с теми же заглавными персонажами.

Оказалось, эксперта по магическим штучкам-дрючкам сыщика Г.Ф.Лавкрафта в фильме у М.Кэмпбелла сыграл не кто иной, как Фред Уорд, когда-то составивший мой любимый дуэт с Кевином Бейконом в "Дрожи земли". С небывалым доселе удовольствием я наблюдала за чудесным превращением тугодума-мусорщика Эрла в ироничного чистильщика Лавкрафта.

Сам же фильм, скорее, оммаж нуарам и крутым детективам, чем самоирония голливудского режиссёра. Сыщик ведёт дело о краже книги заклинаний, а подозреваемые, как и положено в неправильных детективах, сами прибегают к нему для расспросов и угроз. Фред Уорд прекрасен, и былая подружка его персонажа Джулианна Мур тоже ничего, и между этими двумя электрической дугой пылают нуарные страсти-мордасти. 

Принципиальная разница в понятии волшебства, ключевом для сюжетов о сыщике Лавкрафте, раскрывает свой смысл в сравнении двух фильмов.
У Шредера магия и колдовство обращены на обычные, реальные предметы и существа - волшебный ворон, телепортированный из прошлого в настоящее Шекспир, уменьшившийся человек, бытовые магические удобства.
Кэмпбелл пошёл на умножение сущностей. В его сюжете идёт игра с потусторонними демоническими силами, отчего в реальный мир проникают какие-то уродцы наподобие оживших горгулий, и на источник волшебной силы дипломированной доброй ведьмы брошена тень морального сомнения.

По этой причине Полу Шредеру лучше удалось удержаться в рамках некоей условной "реалистичности", вернее, психологической достоверности. 
В своей "Охоте на ведьм" он сделал ставку на нормальную тягу злодеев к большим деньгам. И не прогадал - психологическая достоверность образов осталась на самой похвальной высоте.
В "Заколдовать насмерть" Кэмпбелла мотивация злодеев неубедительна и даже разочаровывающа - повергнуть мир в пучину бедствий и стать хозяевами на как бы "постъядерной" Земле. Что за блажь царить в чумном бараке, даже если это очень большой чумной барак?.. Сколько фильмов испорчено этой чушью, сколько сюжетов загублено! 

Кстати, если Шредера я упрекнула за потерю смеховой составляющей в финальной части его кинополотна, то Кэмпбеллу готова адресовать противоположный упрёк. В "Заколдовать насмерть" ударная финальная шутка про девственность ключевой героини, прозрачная и понятная без всяких слов, была озвучена подробнейшей репликой самым подлым образом!
Такое чувство, будто я наслаждалась приятным кино в толпе полудурков, для которых циничные продюсеры велели нарисовать плакат со стрелочками и лампочками, чтоб парни, проспавшие середину, всё-таки поняли, что произошло в финале. Брр. Если вырезать эти 15 секунд излишнего диалога, претензий с моей стороны не будет.

Основной вывод: дилогией эти два фильма всё-таки назвать нельзя. Скорее, примеры двух принципиально разных подходов к одной фабуле.
Tags: 1990-1999, мистика, фэнтези
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Смотришь киностаринки, ловишь лайфхаки

    В 1986 году кривые дорожки Всепожирающей Лю заставили Мика Данди переехать из австралийского буша в славный град Нью-Йорк. Опрометчивый шаг, да, там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments