Сокровища Пылающих скал
Киностудия им. А.П.Довженко, 1969, цв., 76 мин.
Реж. Евгений Шерстобитов.
Скриншоты жуткого качества, но того же качества и копия, диск с которой предложили покупателям в 2010г. ООО "Украинская группа по управлению правами" и ООО "Энио-фильм", чьи права защищены. Мои права, понятное дело, не интересуют никого.
В одной из главных ролей - Ладо Цхвариашвили, актёр с внешностью индийской кинозвезды. У Шерстобитова его можно было видеть и в "Туманности Андромеды". Снимался Цхвариашвили в кино очень мало, а жаль.
История сокровищ Пылающих скал построена как враки мальчишки, отождествляющего познавательный круиз с вереницей приключений. Каникулы, порт, скучающий над книжкой Федька Кравченко и миллион его фантазий о коварных наёмниках, охотящихся на неведомых Федьке повстанцев южных морей, а повстанцы - на сокровища своих предков...
Это присказка, то бишь фабула. А сказка, то бишь сюжет, традиционна для детских фильмов, снятых людьми, тоскующими по взрослым сюжетам. Дело не в градусе революционных настроений Федьки. Разумеется, мальчик не задумывается, что ради покупки оружия придуманные им повстанцы готовы поступиться всем своим культурным наследием.
Для Федьки социалистические перспективы важнее, и ключевую фигуру местной борьбы он делает человеком, по-видимому, получавшим образование в СССР. Но сам сюжет сопротивляется Федьке и его благоглупостям. Человек, впитавший понятную Федьке риторику из учебников истории КПСС, делится с мальчиком мудростями иного порядка - так сказать, фольклорного характера. Надо ждать. Надо терпеть. Надо извиняться. Личный героизм требует личных комплиментов.
Так весь фильм происходит инициация подростка в мужчину. Причём самого себя отождествить с юнцом, прошедшим все испытания на храбрость и устойчивость к физическим страданиям, Федька пока не смеет. Поэтому главная роль отдана экзотическому тинейджеру Мторо, который пройдёт все круги ада, включая намёк на групповое гомосексуальное изнасилование. Лично Федьке в его мечтах достаётся только отцовская забота мудрого вождя, островитянина Дау, хотя и советский пионер немало потрудится на ниве здешней революции.
Начавшись как каскад больших и маленьких приключений, "Сокровища Пылающих скал" внезапно оборачиваются натуральным боевиком, жестоким и без поддавков, с позиционной войной, расстрелами и поединком снайперов.
Удивительная особенность фильма Шерстобитова, выделяющая его из потока приключенческих киношек, - молчаливость персонажей. Очень многие ключевые для сюжета сцены проходят в полном молчании. А многогранные взаимоотношения Мторо и Федьки с двумя местными предателями вообще поданы без единого диалога!
Мне даже пришлось предположить, что в фильме были заняты непрофессиональные этнические актёры, банально не владеющие русским языком. Иначе сценарий следует назвать просто филигранным...