Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Обмен телами: "Два дня чудес", 1970, реж. Лев Мирский

Два дня чудес: Комедия. СССР: Киностудия им. М.Горького, 1970. Реж. Лев Мирский. В ролях: Леонид Куравлев, Борис Майхровский, Ольга Аросева, Михаил Козаков и др.
В который раз убеждаюсь: стопроцентно советское детство, проведённое у телевизора, не гарантирует знакомства даже с массовым отечественным кино, не то что с эстетическими изысками. Целым букетом приятных открытий порадовала комедия для семейного просмотра "Два дня чудес", сама по себе дурацкая. По стилю она сходна с такими лентами, как "Приключения жёлтого чемоданчика" и "Семь стариков и одна девушка" - сочетание яркой эксцентрики с реалистическим антуражем.

Во-первых, сама сюжетная идея: отец-врач и сын-школьник случайно поменялись телами.
М.Иванов на "Видеогиде" сообщает, что в 1987-1988 гг. в США вышли аж четыре подобных фильма. Я смогла идентифицировать "Каков отец, таков и сын" Рода Дэниэла (1987), "Наоборот" Брайана Гилберта (1988) и "Большой" Пенни Маршалл (1988). Поисковик imbd добавил в эту обойму ещё одного "Большого" - "Da Grande" Франко Амурри ("Когда я стану большим", Италия, 1987). 

Поскольку из американских фильмов один-два я всё-таки видела, то могу судить о разнице подходов:
в голливудской продукции возможности нового возраста человек стремится использовать только в свою пользу, в отечественном фильме - для влияния на мировоззрение своих новых ровесников.
Маленький Гриша толстовских проповедей об "опрощении" среди отцовских коллег не ведёт, но подразумевает, его вызванный к доске папа читает одноклассникам лекцию о пользе моркови, а превращённая в тонконогое дитя мама немедленно приступает к перевоспитанию местного хулигана.
"Два дня чудес" не завершились нравственной перековкой ни для сына, ни для отца. Каждый узнал о членах своей семьи что-то новое, но остался при своём. Потому что в правильном советском папе и в правильном советском пацане менять ничего и не надо, равно как и в их правильных ровесниках.

Не близки к советскому аналогу оказались и две ленты под одним названием "Чумовая пятница", снятые по сюжету Мэри Роджерс о поменявшихся местами матери и дочери. Впервые этот сюжет экранизировал Гэри Нельсон в 1976г.
В 2003г. Марк Уотерс сделал попытку запустить "Чумовую пятницу" на звёздную орбиту, пригласив на главные роли Джейми Ли Кёртис и Линдсей Лохан. Типично голливудская продукция.
Если учесть, что "Большой" Пенни Маршалл с Томом Хэнксом в главной роли выдвигался на премию "Оскар" в двух номинациях (актёр и сценарий), тема переоценки ценностей через впадение в детство набирает обороты. Западные продюсеры доходное дело в покое теперь, видимо, не оставят: например, в 2000-2001гг. в Великобритании снят телесериал "Большая Мэг, маленькая Мэг", а в 2004г. в США появилась комедия Гэри Уиника (Гари Виника) "Из 13 в 30" о приключениях дорвавшейся до "взрослой" жизни тинэйджерки Дженны.

UPD: Дмитрий Комм для www.kinoart.ru: В новелле «Мадемуазель» из фильма [Винсента Миннелли] «Три истории о любви» (1952) юная гувернантка (Лесли Карон) никак не может добиться от своего воспитанника правильного произношения французского слова suspendu. Ребенок, в свою очередь, терпеть не может зануду француженку и мечтает поскорее вырасти, чтобы избавиться от нее. Но, получив благодаря местной ведьме возможность стать на одну ночь взрослым мужчиной, незамедлительно влюбляется в девушку. Герои проводят волшебную ночь в Риме, а наутро Лесли долго и печально ждет своего возлюбленного на вокзале, не догадываясь, что он, вновь превратившийся в маленького мальчика, находится прямо рядом с ней

Во-вторых, характерный Леонид Куравлев в роли мальчишки во взрослом теле. Эта роль просто создана для Куравлева! Его интонации, его движения - всё практически безупречно.
И сразу вспоминается череда наивных и умелых манипуляторов - и патриотичный вор-импровизатор Жорж Милославский, и "не хочу, не буду" сантехник Афоня, и по-детски самодовольный шпион фон Борк, и мечтающий "побыть взрослым" чертёжник Миша Дятлов, и даже рецидивист Копчёный, осторожно пробующий найти общий язык со "взрослым"-муровцем.
Эта грань перечисленных персонажей была отшлифована в эксцентрике детской киношки "Два дня чудес": ребёнок, старательно копирующий взрослых, но не ценящий свою "взрослость". Хотя, конечно, основное значение для взлёта творческой карьеры артиста имели такие роли, как сугубо драматический Хома Брут и чуточку аутичный Шура Балаганов.

В-третьих, чисто ностальгический момент: обилие детей в кадре и их естественность перед камерой.
Tags: 1970-1979, детское кино, комедии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (без темы)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments