В который раз убеждаюсь: стопроцентно советское детство, проведённое у телевизора, не гарантирует знакомства даже с массовым отечественным кино, не то что с эстетическими изысками. Целым букетом приятных открытий порадовала комедия для семейного просмотра "Два дня чудес", сама по себе дурацкая. По стилю она сходна с такими лентами, как "Приключения жёлтого чемоданчика" и "Семь стариков и одна девушка" - сочетание яркой эксцентрики с реалистическим антуражем.
Во-первых, сама сюжетная идея: отец-врач и сын-школьник случайно поменялись телами.
М.Иванов на "Видеогиде" сообщает, что в 1987-1988 гг. в США вышли аж четыре подобных фильма. Я смогла идентифицировать "Каков отец, таков и сын" Рода Дэниэла (1987), "Наоборот" Брайана Гилберта (1988) и "Большой" Пенни Маршалл (1988). Поисковик imbd добавил в эту обойму ещё одного "Большого" - "Da Grande" Франко Амурри ("Когда я стану большим", Италия, 1987).
Поскольку из американских фильмов один-два я всё-таки видела, то могу судить о разнице подходов:
в голливудской продукции возможности нового возраста человек стремится использовать только в свою пользу, в отечественном фильме - для влияния на мировоззрение своих новых ровесников.
Маленький Гриша толстовских проповедей об "опрощении" среди отцовских коллег не ведёт, но подразумевает, его вызванный к доске папа читает одноклассникам лекцию о пользе моркови, а превращённая в тонконогое дитя мама немедленно приступает к перевоспитанию местного хулигана.
"Два дня чудес" не завершились нравственной перековкой ни для сына, ни для отца. Каждый узнал о членах своей семьи что-то новое, но остался при своём. Потому что в правильном советском папе и в правильном советском пацане менять ничего и не надо, равно как и в их правильных ровесниках.
Не близки к советскому аналогу оказались и две ленты под одним названием "Чумовая пятница", снятые по сюжету Мэри Роджерс о поменявшихся местами матери и дочери. Впервые этот сюжет экранизировал Гэри Нельсон в 1976г.
В 2003г. Марк Уотерс сделал попытку запустить "Чумовую пятницу" на звёздную орбиту, пригласив на главные роли Джейми Ли Кёртис и Линдсей Лохан. Типично голливудская продукция.
Если учесть, что "Большой" Пенни Маршалл с Томом Хэнксом в главной роли выдвигался на премию "Оскар" в двух номинациях (актёр и сценарий), тема переоценки ценностей через впадение в детство набирает обороты. Западные продюсеры доходное дело в покое теперь, видимо, не оставят: например, в 2000-2001гг. в Великобритании снят телесериал "Большая Мэг, маленькая Мэг", а в 2004г. в США появилась комедия Гэри Уиника (Гари Виника) "Из 13 в 30" о приключениях дорвавшейся до "взрослой" жизни тинэйджерки Дженны.
UPD: Дмитрий Комм для www.kinoart.ru: В новелле «Мадемуазель» из фильма [Винсента Миннелли] «Три истории о любви» (1952) юная гувернантка (Лесли Карон) никак не может добиться от своего воспитанника правильного произношения французского слова suspendu. Ребенок, в свою очередь, терпеть не может зануду француженку и мечтает поскорее вырасти, чтобы избавиться от нее. Но, получив благодаря местной ведьме возможность стать на одну ночь взрослым мужчиной, незамедлительно влюбляется в девушку. Герои проводят волшебную ночь в Риме, а наутро Лесли долго и печально ждет своего возлюбленного на вокзале, не догадываясь, что он, вновь превратившийся в маленького мальчика, находится прямо рядом с ней
Во-вторых, характерный Леонид Куравлев в роли мальчишки во взрослом теле. Эта роль просто создана для Куравлева! Его интонации, его движения - всё практически безупречно.
И сразу вспоминается череда наивных и умелых манипуляторов - и патриотичный вор-импровизатор Жорж Милославский, и "не хочу, не буду" сантехник Афоня, и по-детски самодовольный шпион фон Борк, и мечтающий "побыть взрослым" чертёжник Миша Дятлов, и даже рецидивист Копчёный, осторожно пробующий найти общий язык со "взрослым"-муровцем.
Эта грань перечисленных персонажей была отшлифована в эксцентрике детской киношки "Два дня чудес": ребёнок, старательно копирующий взрослых, но не ценящий свою "взрослость". Хотя, конечно, основное значение для взлёта творческой карьеры артиста имели такие роли, как сугубо драматический Хома Брут и чуточку аутичный Шура Балаганов.
В-третьих, чисто ностальгический момент: обилие детей в кадре и их естественность перед камерой.