Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

The Petrified Forest by Archie Mayo, 1936

Окаменевший лес: Драма. США, 1936. Реж. Арчи Майо

Высокоинтеллектуальный и начитанный муж-содержанка Алан (Лесли Говард) своей богатенькой жёнушкой пинком под зад отправлен на задворки истории. Присущие ему такт, благородство и чувство юмора заставляют Алана делиться своей бедой с каждой встреченной в аризонской пустыне дочкой владельца автозаправки (Бетт Дэвис). Как известно, чувствительные девушки имеют склонность немедленно влюбляться в приблудных доходяг, чей язык хорошо подвешен. Но Алан так далеко не метит и себя в этом мире ставит исключительно невысоко. Дескать, я - окаменевший лес, реликт ушедших эпох.
Обидно, что человек, наделённый всеми качествами любимца муз, способен встать на пути у бандита не ради битвы, а только ради заведомого проигрыша. Но что, если этот бандит (Хамфри Богарт) - тоже своего рода реликт самой чувствительной мягкосердечности среди всех подонков общества, когда-либо бравших в заложники персонал и клиентуру уединённой автозаправки у мексиканской границы?..

Фильм по пьесе. Это чувствуется сразу и будет раздражать до самого финала, если только вы не любитель пьес такого рода - где много умных монологов, и просто монологов, и цитат из Франсуа Вийона. Если быть совсем строгим критиком, то лучшая форма для такого произведения - радиопьеса.
Однако поклонников у киношных бла-бла-бла немало. Для всех остальных авторы проекта слегка подсластили пилюлю, позволив Богарту сыграть убийцу-налётчика, а режиссёру Майо - развлечься съёмкой красивых картинок.

Арчи Майо меня откровенно восхитил. Я ненавижу павильонные декорации "натуры". Нарисованная на заднике пустыня или городская улица способна превратить меня в желчное чудовище, изливающее тонны яда на какого угодно почившего в бозе гения. Но в "Окаменевшем лесу" - впервые за энное число лет - я просто мысленно фиксировала наличие декораций и при этом не расправляла капюшон и не сворачивалась кольцами. Возможно, лишь потому, что бесконечно длящиеся диалоги утомляли меня ещё сильнее, чем зрелище декораций, - но всё же прогресс налицо. Ещё немного тренировок, и смогу смотреть павильонное кино 1930-х без корч и судорог.

Познающим тайну "что есть Хамфри Богарт" фильм к просмотру обязателен. Первая заметная роль в кино, стартовая площадка грядущего успеха. Должно быть, Хамфри в ту пору был сильно увлечён системой Станиславского, потому что усердно изображал человека-обезьяну - корпус наклонён вперёд, плечи ссутулены, локти оттопырены, и даже талия жилетки завышена, чтоб исказить пропорции фигуры актёра. Уж не знаю, чья это творческая находка, но персонаж Богарта, ни на секунду не теряя обезьяноподобия, всё время маячит на фоне бизоньих рогов, визуально закрепляя тезис о принадлежности американских бандитов к вымирающему племени могучих деятельных личностей.


На скриншотах Лесли Говард, Бетт Дэвис, Хамфри Богарт и пара дополнительных эффектных кадров.































































Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments