Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

The Dirty Dozen by Robert Aldrich

Полковник наш рождён был хватом.
Слуга царю, отец солдатам...


Грязная дюжина: Драма, боевик. Великобритания-США, 1967, цв., 150 мин.
Реж. Роберт Олдрич



1944 год, Великобритания, действующая армия.
Нонконформист и заноза в заднице Генштаба майор Райзман (в этой роли эффектный мужчина Ли Марвин) получил странное задание: изъять из тюрьмы 12 военных преступников и строго секретно подготовить их для слаженных действий в диверсионной группе, чья цель - уничтожение военного объекта во Франции ...публичного дома для высших офицеров немецкой армии. Чувства Райзмана по этому поводу описанию не поддаются.











На пути к выполнению столь важной миссии стоят не только личные амбиции и тараканы дюжины сорви-голов, но и происки полковника Брида, который недоволен тем, что операция засекречена даже от него, блестящего и опытного офицера...



...а уж штабные так и вовсе готовы подставить команду Райзмана в любую секунду!







В фокусе вниматия шестеро тюремных сидельцев, максимум семеро из двенадцати.

Немногословный поляк Йозеф Владислав (Чарльз Бронсон)... Альфа-самец в любом коллективе. Представитель вымирающего племени истинных джентльменов. Правда, внешне неказист и, наверное, совсем не умеет рассказывать анекдоты. Офицерская форма на нём смотрится как черкесское седло, хотя сидит идеально. У любой девушки есть три универсальных определителя качества мужчины - 1) стоит ли с ним спать, 2) разрешить ли ему входить на кухню, 3) выйти ли за него замуж. Владислав, несомненно, получил бы плюсик по каждому пункту у большинства девушек. Замечу попутно, мужчины понятия не имеют, как часто их губит пункт номер два...





Крутой негр Роберт Джефферсон (Джим Браун)... Сперва весьма перспективный персонаж, Джефферсон быстро превратился в производную функцию от Владислава, ничем принципиальным от него уже не отличаясь. Фактически, персонаж использован авторами как дополнительный декоративный элемент.







Неуправляемый испанец Виктор Франко (Джон Кассаветес)... Мужчина с прошлым и будущим уличного гопника, как бы он ни старался показаться кем-то более значительным. Франко может поднять бучу, но последнее слово всегда за Владиславом. Там где Владиславу девушки ставят плюсики, Франко отхватит большие жирные минусы, если не задумается о своём поведении.







Религиозный фанатик, он же сексуальный маньяк, Арчер Мэггот (Телли Савалос)...





Слегка заторможенный верзила Самсон Поузи (Клинт Уолкер)... По какой-то причине я классифицировала его как шотландца. Это великан с нежным сердцем, но нежное сердце Поузи получило лишь один внятный бенефис, а далее разделило судьбу Джефферсона, т.е. растворилось на общем фоне. А жаль.





Английский растяпа Вернон Пинкли (Дональд Сазерленд)... Вечный лузер и объект насмешек, Пинкли вряд ли когда-либо за свою жизнь общался с такими крутыми мужиками, как Райзман, Владислав и Джефферсон, а такие бешеные парни как Франко и подавно держали его за людскую мелочишку. Если с остальными главными персонажами всё более-менее ясно, то дерзкое вхождение Пинкли в касту крутых парней сделало его главным объектом наблюдения для авторов фильма. Сюжетные линии, композиция кадра, мизансцены - всё постепенно начинает работать преимущественно на Пинкли.











Параллельно сковался ценный кадр на смену самому Райзману - молодой и горячий сержант охраны, во всех отношениях положительный и обладающий безупречно представительной англосаксонской внешностью. Он азартно наблюдал, как рисковая и безошибочная политика Райзмана превращала группу пофигистов в спаянный коллектив.





В определённом смысле, "Грязная дюжина" - духовный парафраз классического произведения советской литературы, "Педагогической поэмы" А.С.Макаренко. Даже военную цель для питомцев майора Райзмана авторы фильма умудрились подобрать тон-в-тон с печально знаменитым оплотом разврата, Куряжем.
Разумеется, 12 заведомых смертников попали под военный трибунал не по тем причинам, что вели себя как паиньки, кушали кашку и слушались мамку. Пофигисты, неуправляемые и просто социально запущенные. Словом, материал, готовый для эксперимента из области педагогики сотрудничества. Педагогом, стало быть, пришлось стать Райзману. А по мере стремительного роста кривой педагогических успехов - духовному лидеру группы, бывшему офицеру Владиславу.
Так как все парни, каждый по своему, вложили душу в общий успех, немцам на выходе достался Большой-большой Бадабум. Одних только элитных проституток бравые английские вояки уничтожили несколько десятков!





























Основная интрига для зрителя таится в непрекращающемся поиске слабого звена - нового Иуды среди 12 апостолов бунта, отчаяния и надежды. Поиск того, кто сорвётся и подставит товарищей в ответственный момент.
Вывод авторов фильма - коррекции поддаётся поведение даже самых социально запущенных взрослых мужчин. Однако, сладострастно мечтающий о женском обществе Мэггот столь очевидным образом представлял собою проблему медицинского, а не социального характера, что его участие в итоговой операции повергло меня в удивлённый ступор. Правда, на этом мой скептицизм не исчерпал себя. Негр в качестве диверсанта в фашистском тылу - тоже довольно странная идея, но его участие в рейде на бордель объяснялось хотя бы изначальной установкой на гибель части группы.

Возможно, часть зрительского успеха отнята у "Грязной дюжины" тем, что не все зрители способны увлечься подачей темы "отделка щенков под капитанов" в том объёме, в каком её преподнёс Олдрич. Казалось бы, 150 минут экранного времени более чем достаточно, чтобы показать методу Макаренко в действии от и до. Но чёткая установка сценария на то, что военный трибунал особо жестокие наказания назначает самым невиновным, сильно исказила первоначальный замысел. Конфликт своенравий, борение воль, нервные срывы, мелочная мстительность, - ничему этому не могло найтись места среди именин сердца, установившихся между Райзманом и его подопечными сразу после того, как бравый майор показательно набил морду нахалёнышу Франко. "Педагогическая поэма" в этом смысле держала меня в намного большем напряжении.

Существенный недостаток сценария заключается в том, что личные биографии персонажей, что называется, "не выстрелили". К концу фильма я помнила только, что Франко зарезал старика при ограблении, Владислав застрелил командира за измену на поле боя, а Мэггот специализируется на уничтожении греховных женщин. Но ни нож Франко в руки, ни Владислав с Райзманом в противостоянии лицом к лицу...
Ещё один недостаток - в фильме не чувствуется дыхание войны. Сводки по радио, продукты по карточкам (и голодные уличные проститутки), воспоминания о вражеских авианалётах, речитатив "по законам военного времени"... хоть что-нибудь. Как результат - ощущение штрафбата, играющего в "зарницу".

Так что. в моих глазах "Грязная дюжина" такая же неудача, как и удача жанра. Хотя о просмотре сожалеть не приходится: ребята круты и смогли задержать моё внимание на все два с половиной часа экранного времени.
Tags: военное кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments