США, 1982, цв., 91 мин. Реж. Фрэнк Хененлоттер
ОСТОРОЖНО! БЕЗ СПОЙЛЕРОВ НЕ ОБОШЛОСЬ! И КРОВАВО!
Вскоре после того, как в пригороде был зверски убит странной тварью местный врач, молодой симпатичный провинциал Дуэйн приехал в Нью-Йорк и остановился в дешёвой гостинице. От обычных искателей счастья его отличает чёткая, хотя и малопонятная, цель - не расшифровывая своей личности, найти двух конкретных врачей.
А ещё у него всегда при себе большая дорожная корзина с навесным замком. С этой корзиной Дуэйн периодически разговаривает... а двое разыскиваемых врачей, постояльцы отеля и вообще любые контактирующие с милым и вежливым Дуэйном люди оказались в смертельной опасности.
Но в первую очередь в опасности сам Дуэйн, хотя он ни за что не согласился бы признать, наконец, этот факт. Ведь в корзине обитает его второе "я" - родной брат, весь состоящий из паталогических врождённых уродств и даже отдалённо уже не похожий на человека.
На Кинопоиске, - где превью фильма воистину аццкое и в извращённой форме спойлерит всё вплоть до финала, - никто из рецензентов не помянул Кроненберга. Срабатывает рефлекс не поминать всуе?
А по мне, так без Кроненберга не обойтись, когда надо выразить своё отношение к "Существу в корзине". В частности, не обойтись без "Бешеной" (1977) и "Связанных насмерть" (1988).
Хененлоттер взялся за очень кроненберговскую тему "нормального" современника, впавшего в зависимость от своего худшего "я".
Хененлоттер раскрыл эту тему среди кроненберговских персонажей и декораций - медицинские работники, "обычный" парень, маргиналы, извращенцы и спокойно взирающие на всё это женщины среди шумного города с типовой архитектурой.
Хененлоттер построил коллизии на физической невыносимости остро переживаемых комплексов, вплоть до того, что несчастный уродец кричит от боли, когда ментально связанному с ним здоровому близнецу физически хорошо.
Наконец, Хенелоттер постарался придать своему фильму некоторую многозначительность за счёт символизма деталей. Только слепой не заметит, что насильно разлучённые сиамские близнецы в смерти соединились как только что рождённые (один под правой подмышкой у другого), а настоявший на разделении сыновей отец был наказан рассечением себя неделимого на две равные, даже равноценные части. В чём можно усмотреть беззастенчивое намерение застолбить себе место в нише "культового" кино, а можно просто порадоваться стремлению выйти за рамки страшилки с кровавыми спецэффектами.
По моим субъективным впечатлениям, нагнать на зрителя ужас по-кроненберговски Хененлоттер или не смог, или не захотел. Там, где у Кроненберга многомерность, моральная извращённость, духовный вуайеризм и прикосновение к гадкому голой кожей, Хененлоттер останавливается на полпути. Вероятно, надеясь, что материал скажет всё сам за себя. А ещё вероятнее - не переступая ту грань нормальности, умеренности и разумности, которую давно перешёл странный фантазёр по имени Дэвид Кроненберг, один из тех мрачных гениев, кто всегда готов напомнить о бездне, вглядывающейся в нас. В фильмах Кроненберга уродство разглядывается с некоторой долей сладострастия, как обратная сторона луны, внедуховный феномен, чисто физиологический, равно доступный и недоступный всем - и маргиналам, и сброду, и тонким натурам.
В "Существе в корзине" травмирующее психику уродство подано исключительно в ракурсе борьбы добра и зла. Здесь, пожалуй, авторы даже несколько перестарались, преподнося во флэш-бэке юного мутанта как физически трогательное существо, имеющее некоторое внешнее сходство с братом и в любом случае по-детски напуганное перспективой смертной казни по воле родного отца.
Примечательно, что в пьяном виде Дуэйн сам себя называет в третьем лице - то есть выбалтывает мысли уродца-брата. То ли перевод некачественный, то ли диалог Дуэйна с новой приятельницей драматургически спущен на тормозах, но спич мутанта о самом себе не состоялся.
Так что глаза бездны в фильме Хененлоттера не всякому заметны - и на уровне режиссуры, и на уровне сюжета. Может, поэтому самый яркий и цельный персонаж фильма - самоуверенная и фашизоидная женщина-медик, которая решительна и настойчива в своём отрицании врачебной этики, когда дело касается непреодолимых физических уродств?
Одно несомненно, финальная часть, т.е. военное противостояние братьев-близнецов, эмоционально насыщеннее и визуально эффектнее всего прочего фильма. Пока братья были едины в желании отомстить "убийцам в белых халатах", конфликт больного со здоровым не был заметен. Но вот месть завершена, и Дуэйн вовсю флиртует с податливой блондинкой и разбитной мулаткой одновременно. Так же вожделеющий обеих женщин уродец пребывает в тоске и бешенстве. Глаза бездны пульсируют красным светом. Только здесь, наконец, появляется та кроненберговская бесовщинка, ради которой и стоит снимать сумасшедшие истории о мести сиамских близнецов отвергнувшему их миру.
Посвящён фильм представителю предыдущего поколения кинематографистов - Хершелу Гордону Льюису. Картин этого индивидуала я не видела, но судя по скупым строкам биографии он один из пионеров фильмов ужаса современного - "тошнотворного" - типа. Кстати, в титре, где я прочла слова Dedicated to Herschell Gordon Lewis, указан 1981 год, а не 1982 как на информационных ресурсах.
БОНУС: интервью Фрэнка Хененлоттера из журнала mimoid'а.