Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Basket Case" by Frank Henenlotter

Существо в корзине: Фильм ужасов
США, 1982, цв., 91 мин. Реж. Фрэнк Хененлоттер

ОСТОРОЖНО! БЕЗ СПОЙЛЕРОВ НЕ ОБОШЛОСЬ! И КРОВАВО!

Вскоре после того, как в пригороде был зверски убит странной тварью местный врач, молодой симпатичный провинциал Дуэйн приехал в Нью-Йорк и остановился в дешёвой гостинице. От обычных искателей счастья его отличает чёткая, хотя и малопонятная, цель - не расшифровывая своей личности, найти двух конкретных врачей.
А ещё у него всегда при себе большая дорожная корзина с навесным замком. С этой корзиной Дуэйн периодически разговаривает... а двое разыскиваемых врачей, постояльцы отеля и вообще любые контактирующие с милым и вежливым Дуэйном люди оказались в смертельной опасности.
Но в первую очередь в опасности сам Дуэйн, хотя он ни за что не согласился бы признать, наконец, этот факт. Ведь в корзине обитает его второе "я" - родной брат, весь состоящий из паталогических врождённых уродств и даже отдалённо уже не похожий на человека.













На Кинопоиске, - где превью фильма воистину аццкое и в извращённой форме спойлерит всё вплоть до финала, - никто из рецензентов не помянул Кроненберга. Срабатывает рефлекс не поминать всуе?
А по мне, так без Кроненберга не обойтись, когда надо выразить своё отношение к "Существу в корзине". В частности, не обойтись без "Бешеной" (1977) и "Связанных насмерть" (1988).
Хененлоттер взялся за очень кроненберговскую тему "нормального" современника, впавшего в зависимость от своего худшего "я".
Хененлоттер раскрыл эту тему среди кроненберговских персонажей и декораций - медицинские работники, "обычный" парень, маргиналы, извращенцы и спокойно взирающие на всё это женщины среди шумного города с типовой архитектурой.





Хененлоттер построил коллизии на физической невыносимости остро переживаемых комплексов, вплоть до того, что несчастный уродец кричит от боли, когда ментально связанному с ним здоровому близнецу физически хорошо.





Наконец, Хенелоттер постарался придать своему фильму некоторую многозначительность за счёт символизма деталей. Только слепой не заметит, что насильно разлучённые сиамские близнецы в смерти соединились как только что рождённые (один под правой подмышкой у другого), а настоявший на разделении сыновей отец был наказан рассечением себя неделимого на две равные, даже равноценные части. В чём можно усмотреть беззастенчивое намерение застолбить себе место в нише "культового" кино, а можно просто порадоваться стремлению выйти за рамки страшилки с кровавыми спецэффектами.





По моим субъективным впечатлениям, нагнать на зрителя ужас по-кроненберговски Хененлоттер или не смог, или не захотел. Там, где у Кроненберга многомерность, моральная извращённость, духовный вуайеризм и прикосновение к гадкому голой кожей, Хененлоттер останавливается на полпути. Вероятно, надеясь, что материал скажет всё сам за себя. А ещё вероятнее - не переступая ту грань нормальности, умеренности и разумности, которую давно перешёл странный фантазёр по имени Дэвид Кроненберг, один из тех мрачных гениев, кто всегда готов напомнить о бездне, вглядывающейся в нас. В фильмах Кроненберга уродство разглядывается с некоторой долей сладострастия, как обратная сторона луны, внедуховный феномен, чисто физиологический, равно доступный и недоступный всем - и маргиналам, и сброду, и тонким натурам.

В "Существе в корзине" травмирующее психику уродство подано исключительно в ракурсе борьбы добра и зла. Здесь, пожалуй, авторы даже несколько перестарались, преподнося во флэш-бэке юного мутанта как физически трогательное существо, имеющее некоторое внешнее сходство с братом и в любом случае по-детски напуганное перспективой смертной казни по воле родного отца.











Примечательно, что в пьяном виде Дуэйн сам себя называет в третьем лице - то есть выбалтывает мысли уродца-брата. То ли перевод некачественный, то ли диалог Дуэйна с новой приятельницей драматургически спущен на тормозах, но спич мутанта о самом себе не состоялся.
Так что глаза бездны в фильме Хененлоттера не всякому заметны - и на уровне режиссуры, и на уровне сюжета. Может, поэтому самый яркий и цельный персонаж фильма - самоуверенная и фашизоидная женщина-медик, которая решительна и настойчива в своём отрицании врачебной этики, когда дело касается непреодолимых физических уродств?

Одно несомненно, финальная часть, т.е. военное противостояние братьев-близнецов, эмоционально насыщеннее и визуально эффектнее всего прочего фильма. Пока братья были едины в желании отомстить "убийцам в белых халатах", конфликт больного со здоровым не был заметен. Но вот месть завершена, и Дуэйн вовсю флиртует с податливой блондинкой и разбитной мулаткой одновременно. Так же вожделеющий обеих женщин уродец пребывает в тоске и бешенстве. Глаза бездны пульсируют красным светом. Только здесь, наконец, появляется та кроненберговская бесовщинка, ради которой и стоит снимать сумасшедшие истории о мести сиамских близнецов отвергнувшему их миру.



















Посвящён фильм представителю предыдущего поколения кинематографистов - Хершелу Гордону Льюису. Картин этого индивидуала я не видела, но судя по скупым строкам биографии он один из пионеров фильмов ужаса современного - "тошнотворного" - типа. Кстати, в титре, где я прочла слова Dedicated to Herschell Gordon Lewis, указан 1981 год, а не 1982 как на информационных ресурсах.









БОНУС: интервью Фрэнка Хененлоттера из журнала mimoid'а.
Tags: 1980-1989, куклы!, монстры в кино, сша кино 1980-х, хорроры
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…