Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Красное и белое" Миклоша Янчо (1967)

Фильм Миклоша Янчо "Красное и белое" (СССР-Венгрия, 1967) шёл в советском прокате в сокращённом виде под названием "Звёзды и солдаты".
UPD: Комментарий от
kinanet : Фильм называется в оригинале Csillagosok, katonák - в переводе с венгерского "Звёзды, солдаты". Международное название - The Red and White, что лучше переводить как "Красные и белые".
Фабула: панорама боевых действий 1919 г., происходивших где-то на Волге; белые наступают и проводят зачистку местности, красные либо пытаются перехватить инициативу, либо бегут; центром этих игр в казаки-разбойники становится мирный полевой госпиталь белых, где молчаливый пакт о ненападении позволяет зализывать раны и тем, и другим; в этом госпитале пытаются спастись остатки венгерского отряда красных интернационалистов.
Сюжет: расстрелы, расстрелы, казни, расстрелы, казни, изредка помилования, бегство, отчаяние, обречённость, равнодушие, нервный срыв. По кругу.
Метасюжет: испытание на прочность личного гуманизма тех немногих гуманистов, что пока уцелели в безумии гражданской войны.
Уступка цензурным требованиям - смягчение конфликта белых и красных в хаосе человекоубийства. Белые просто убийцы, методично уничтожающие пленных, красные же приводят в исполнение смертные приговоры только в случае установления конкретной вины.
Художественное своеобразие, вернее, великолепие: дикий контраст динамики событий и статики их восприятия, результат которых - эмоциональная опустошённость зрителя. Это фирменный стиль Миклоша Янчо, повторить который практически невозможно, настолько отточенным мастерством отличается этот венгерский постановщик.
На динамику событий в "Красном и белом" работают долгие планы, внутри которых слаженно передвигаются группы статистов; круговое панорамирование энергичной кинокамеры и её способность летать и быстро пятиться; нелинейный сюжет, непроговорённость тактики боевых действий и военных заданий; непрекращающееся движение самих персонажей.
Статика восприятия - трудновыносимая, чрезвычайно дискомфортная для зрителя - достигается внешней безэмоциональностью и молчаливостью персонажей. Это не уход в мир личных переживаний, не попытка заслонить сознание от ужасов войны, а удивительная отрешённость, возникающая из самоощущения человека-песчинки, обалдело наблюдающего из своего личного пространства громаду исторических подвижек. Поэтому даже в самой манере съёмки интонации только эпические - субъективная камера не задействована, ручная тем более.
И само собой, ручейки крови, замедленные крупные планы искажённых страданием лиц, крики агонии... ничего этого не будет. Личному страданию жертв уделено внимания ровно столько, сколько уделяли сами убийцы. Война-избиение глазами войны-избиения.
НО: вы заметили, что перечисляя детали фабулы в их хронологической последовательности, я словно бы поменяла план съёмки с дальнего на общий, с общего на средний, со среднего на полусредний? Разумеется, по всему фильму равномерно распределены крупные планы - и это распределение не только по композиции кадра, но и по драматургии всей картины. Попытка приблизиться к людям, которые сами от тебя отстраняются, - приближаясь на ещё один шажочек, вглядываясь в каждое лицо. Реконструкция нормальности, потому что даже эти безумцы ещё сохраняют человеческий облик.  
Следом М.Янчо снимет фильм "Тишина и крик" - на материале событий гражданской войны в Венгрии. Там смотреть много труднее, потому что персонажи столь же молчаливы, а исторические реалии обычному российскому зрителю совсем не знакомы. В "Тишине и крике" чуть больше камерности, но фильм так же кровав и страшен.



























АКТЁРЫ И РОЛИ

Глеб Стриженов - нетиповой вождь белого движения. Интеллигентный палач. Демагог, уставший быть оратором.






Сергей Никоненко и Никита Михалков. Маньяк-садист и благодетель-спаситель. Михалкова можно узнать только по голосу, ни одного толкового взгляда в сторону кинокамеры он не направил, либо Янчо всё вырезал.





У Савелия Крамарова крохотный эпизод: подхорунжий позвал казака и велел отвести пленного в сторонку и расстрелять. Этот казак и есть Крамаров. Молча вошёл в кадр, молча увёл пленного, за кадром звук выстрела, всё.







Анатолий Яббаров в роли штабс-капитана Челпанова. Очень уставший человек с очень больной совестью. Никак не может переступить через себя и поступать с женщинами по скотски.







Болот Бейшеналиев в роли "татарина". Народная мудрость, причём всё время молчит.



Михаил Козаков - буйный красный командир Нестор. Горячая голова. Слишком быстро повзрослевший пацан.













Виктор Авдюшко - революционный матрос, мужик суровый.









Из венгров выделю Яцинта Юхаса. У него исключительно богатые внешние данные, подходящие для широкого спектра ролей. К тому же очень эффектен в полутени, где глаз не видно, но чувствуется бешеный взгляд. Как в балете, высокий класс исполнителя отчётливо виден, когда он заметен в кадре даже рядом с красивой женщиной.













Польская актриса Кристина Миколаевска в роли медсестры Ольги. Скифская красота, тонкая фигура, длинная шея, выпирающие ключицы. Какая сволочь придумала, что такие женщины тоже обязаны сражаться и быть стойкими?





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments