Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

В. К. Охочинский о российском и украинском киноплакате эпохи немого кино: Статья 1927г.

Из всех видов рекламного плаката лишь киноплакат сразу привлёк к себе всеобщее внимание и симпатии, сделавшись в наши дни по меткому выражению Лавинского - "глазами улицы". Киноплакат быстро обнаружил свой индивидуальный художественный облик выразительно-эффектный, заманчивый для публики и столь отличный от полихромной наборной афиши. Его удаче способствовал пример заграничных кинопромышленников, снабжавших каждую фильму обязательным "паспортом" - рекламной сюитой плакатов, крикливо рассказывающих об её содержании. Уже первая русская фильма "Стенька Разин", выпущенная А.О.Дранковым около 20 лет тому назад, была прокламирована ярким плакатом, подражающим народному лубку и нарисованным журнальным карикатуристом Полем Ассатуровым (в центре - Разин, бросающий княжну в Волгу, по бокам - мелкие эпизоды).

С постепенным ростом нашей кинопродукции с её отличительной слезливо-мелодраматической идеологией [1], киноплакат стал неотъемлемым спутником каждой новой фильмы, изображая "самые сердцещипательные" моменты или декоративно-символические мотивы. С художественной стороны он представлял собой, главным образом, статичную однотонную перерисовку фотографий героев или отдельных кадров, и основным его отличием от простой иллюстрации была лишь монументальность и броская надпись на самом рисунке.

Наиболее продуктивным художником-плакатистом этого периода оказался М.Кальмансон [2], исполнивший "автогравюрой" огромное количество пёстрых и разноценных по качеству литографированных киноплакатов (из них наиболее удачный "Его глаза", лаконично изображаюший два кровоточащих красных глаза на чёрном фоне). Затем идут работы П.Житкова, в своих многочисленных киноплакатах унаследовавшего иллюстративный пошиб французского ателье Фариа, работавшего для знаменитой фирмы Патэ ("Я буду там", "Борьба за женщину" и др.). Достаточно остры по замыслу и выполнению плакаты акц. о-ва "Нептун" ("Барышня и хулиган" с уч. В.Маяковского, "Закованная фильмой" и т.д.). Множество пышных плакатов сделал "классный художник" (как он именовался на рисунках) Георгий Алексеев, интерпретировавший завлекательную манеру плакатов фирмы "Гомон" ("Право жизни", "Мечта убита" и пр.). Любопытно отметить, что Алексеев под своей фамилией всегда ставил шифр "2-13-98" (№ своего телефона). Случайные, единичные киноплакаты нарисовали А.Апсит ("Песнь любви недопетая"), Л.Неймарк ("Невеста смерти" с уч. Лины Кавальери) и некоторые другие. Успешно стилизован плакат Д.Мельникова для "Невского проспекта - Гоголя".

Только в первые дни Революции киноплакат отчасти утратил свою былую пошлость и сделался более действенным, созвучным грозной действительности. Огромные аншлаги (для новой фильмы) - "Так было, но так не будет", получили кроме рекламной информации и чисто агитационное значение, а плакаты для поспешных и даже зачастую халтурных "революционных" кинопостановок ("Ужасы царского застенка", "Тайна дома Романовых" и пр.) явились своего рода прототипами революционного агитплаката (как, например. "Святой чёрт", бойко изображающий Распутина в виде зловещей красной фигуры).

Но последовавшая затем эпоха гражданской войны, блокады, всеобщего оскудения не дала возможности для дальнейшего развития нашего кинопроизводства и киноплакат замер в прежней ординарности, ухудшенной к тому же плохим полиграфическим воспроизведением. За этот период можно отметить лишь - однотонный портретный плакат И.Бродского (1919г.) для фильмы "Дочь Пскова", изображающий Шаляпина в роли Ивана Грозного, и рекламные работы Декоративного Института (вероятно, имеется в виду Институт декоративного искусства - Прим. adzhaya), а отчасти и московского Вхутемаса, для местных кинотеатров.

Устроенная в Москве, с 20 по 27 января 1919 г., Кинокомитетом НКП в фойе театра "Кино Арс" - выставка киноплакатов явилась вполне своевременным смотром, зафиксировав проявлениядо-советского киноплаката. К выставке была издана листовка, в которой кроме теоретических предпосылок о назначении плаката приведена небесполезная классификация экспонатов: "...на лестнице помещения - плакаты, которые наиболее точно выполняют указанные выше требования ("...плакат не должен неприятно действовать на наше зрение, изображение должно быть понятным, чтение надписи не должно отнимать много времени, мысль должна быть выражена кратко..."). Это плакаты декоративного характера, т.е. такие, в которых на первом плане художественные задачи, здесь художник свободно выражает свою мысль. В большом зале, наверху, расположена большая часть плакатов. Здесь работа художника уже менее свободна и он рассказывает то, что содержится в картине. И, наконец, в коридоре развешаны плакаты, где художественной части совсем нет и есть лишь незначительная доля. Здесь, большею частью, присто применены увеличенные снимки...".

С началом НЭП, с приливом заграничных новинок, начинается постепенный рост советского киноплаката. Сперва, в своём подавляющем большинстве, это позорные литографии, слабые в композиционном отношении, импотентные по выдумке, основанные лишь на безграмотном копировании западных образцов и абсолютно лишённые каких-либо художественных или технических исканий. Но с нарождением советской киноиндустрии понемногу появляются робкие попытки самостоятельного плакатного творчества, как, например, в плакатах коллектива "Пропеллер" ("Конец рода Лунич" - М.Цехановского), в плакате Н.Ушина "Чудотворец" и др.

Значительную роль в индивидуализации советского киноплаката, в смысле его техники и формы, сыграли киноафиши, представлявшие собой ярко раскрашенный лист с разбросанными на нём фотографическими сценами. Эти афиши послужили родоначальниками того фотомонтажа, который впоследствии столь успешно был использован в художественном киноплакате путём красочной обработки однотонного киноматериала самыми неожиданными комбинациями. А.Родченко (в "Кино-глазе") и Лавинский (в "Луче смерти") впервые применили конструирование однотонных фото и цветных фонов. Между прочим, Лавинскому на Международной выставке декоративных искусств 1925г. в Париже за его киноплакаты была присуждена серебряная медаль.

В 1925 г. выставка киноплакатов, организованная в Академии художественных наук (Москва), дала мало выдающегося и самобытного. Лишь с вовлечением в плакатное творчество некоторых художников АХРР'а и талантливых декораторов, внёсших живописную грамотность и архитектоничную обоснованность, советский киноплакат встал на твёрдые ноги, сделался социально-индивидуальным, счастливо соперничающим с западными плакатными киноухищрениями. Непонятно почти полное отсутствие в киноплакате наших художников-графиков, проявляющих, однако, свои способности в других отраслях плакатной рекламы.

Тот социально-классовый отпечаток, который приобрёл наш киноплакат, подтверждается также и тем, что при демонстрировании заграницей наших фильм их плакаты, даже вполне удачные, почти всегда заменяются другими. Так было с плакатом "Комбриг Иванов", переменившим даже своё заглавие - "Красотка и большевик", с "Броненосцем Потёмкиным" и мн. др. Успех 2-й выставки киноплакатов, устроенной в 1926г. в Московском Камерном театре, рельефно подтвердил, какой огромный сдвиг за один год произошёл в нашей плакатной композиции.

Из современныъх советских киноплакатистов, уже исполнивших значительное количество работ (причём весьма любопытно и малопонятно коллективное, в некоторых случаях, творчество нескольких лиц над одним рисунком), необходимо отметить: И.Бограда - хорошего колориста и композитора ("Коллежский регистратор", гигантский плакат в "Процессу о трёх миллионах"), А.Лавинского - успешно комбинирующего отдельными кадрами и контрастными тонами ("Крест и маузер", "Броненосец Потёмкин"), изобретательных В. и Г.Стенберг - остроумно строящих свои конструктивно-монтажно-колористические ансамбли всегда броско и оригинально (колоссальный плакат к "Мисс Менд", "Скандал в обществе"), Л.Наумова ("Шестая часть мира" совместно с Родченко), И.Герасимовича ("Сюркуф", "Бэла"), Б.Пруссакова ("41-й", "Княжна Мэри") и Я.Руклевского ("Третья Мещанская", "Морской ястреб") - постоянно орудующих ударными частями кадров, путём их взаимного нагромождения и красочной переработки в самых невероятных сочетаниях. Ныне названные художники объединены Совкино в особую группу для создания плакатов ко всем выпускаемым новым картинам и их работы посланы на 3-ю Международную выставку декоративных искусств 1927г. в Монце-Милане и на Бельгийскую выставку.

В то время как в наших киноплакатах почти всегда имеется или несомненное участие монтажа, порой даже весьма развязного (как, например, в плакате "Последний выстрел", где полуобнажённая фигура рабочего целиком взята с Гольвейновской рекламы "Email-Plakat"), или совершенно необоснованная расцветка (отталкивающее синее лицо героини в плакате "Великое - вечное"), или чрезмерное злоупотребление пересекающими плоскость линиями, - в украинских киноплакатах (ВУФКУ) неизменно виден спокойный сюжетный подход, сохраняющий, однако, всю занимательность плакатной окраски ("Тарас Шевченко" - К.Болотова, "Алiм" - Я.Леуса и др.).

Несомненно, что украинские киноплакаты гораздо ближе и понятнее широким массам, чем наши, изощрённо перегруженные композицией. Принципам ВУФКУ следует и Белгоскино ("Лесная быль" - Брезера, "Проститутка" - Э.Кекушевой). Было бы несправедливо не упомянуть о киноплакатах "родоначальника" русской художественной рекламы А.Зеленского - строго чётких и приятных при внимательном исполнении ("Шинель по Гоголю") и малоинтересных при поспешно-небрежной трактовке ("9-е января", "Наполеон-Газ").

Некоторые беспредметные киноплакаты ("Дети Бури", основанный на сочетании двух букв Д и Б, или "Соперники", сконструированный из сочетания двух кругов - красного и белого на чёрном фоне) показывают, что в этой области есть ещё много нового и оригинального. Среди профессиональных киноплакатистов надо отметить М.Векслера и Н.Седова (работающих в Бюро реклам Театрального управления Ленинградского губернского отдела народного образования), отличных шрифтовиков, знатоков всех хитростей плакатного построения, опытных техников, особенно проявляющих своё умение в больших уличных плакатах-панно и в новой световой плакатно-конструктивной рекламе. (Прим. adzhaya: В биографической справке на М.Векслера в "Российской еврейской энциклопедии" сказано, что он выполнил в стилистике супрематизма плакат к "Детям бури"). Вполне успешны были эпизодические дебюты И.Альтмана ("Еврейское счастье") и Н.Тырсы ("Чертово колесо").

Необходимо указать ещё на интересный опыт внедрения у нас особой рекламной марки, своего рода "миниатюрного плаката", столь излюбленной на Западе, где она широко распространяется на упаковках различных товаров. Подобная марка, с уменьшенным повторением плакатного изображения Дугласа Фербенкса, была исполнена Кравецом для "Багдадского вора", но, не обратив на себя должного внимания, не получила дальнейшего развития.

К сожалению, стремление пестротой случайно выхваченного фото сгладить малое знакомство с рекламируемой фильмой является основным недостатком наших киноплакатов. В большинстве случаев оптическая трюковая обработка идёт не только за счёт идеологически-"мобилизационной" целевой установки, но и вопреки здравому смыслу. Наряду с этим, за последнее время замечается некоторая пресыщенность нашими киноплакатами и даже нарочитая "ослепительность" раскраски и увеличенный в несколько раз формат, а также вовлечение зрителя в плакатную композицию путём необыденного словесного обращения ("Не ходи по левой стороне, а иди на "Мисс Менд", или "Хотя бы одним глазом посмотреть "Мисс Менд", или "Никто не удержит меня от посещения "Мисс Менд"), часто уже не достигают цели.

А между тем, дело только в более продуманном и добросовестном подходе, в постоянном оживлении приёмов, привлечении опытных художественных, технических и рекламных сил и тщательном наблюдении за вкусами и привычками нового потребителя. С другой стороны, приглашение испытанных спецов агитплаката (Моор, Дени, Страхов), несомненно, также дало бы наилучшие результаты.

Хорошо продуманная театральная афиша и изобретательный киноплакат [3] - залог идеологического и материального благополучия каждой пьесы и фильмы. А в наших условиях, когда на советские театры и кино возложены также и глубокие воспитательно-просветительные функции, подобная задача приобретает особую ответственность и требует от авторов афиши и плаката самого серьёзного и чуткого внимания.

Примечания автора:
[1] Главным вдохновителем для сценаристов того времени были чувствительные мотивы модных цыганских романсов; достаточно вспомнить названия самих фильм: "В их дружбе море яда", "Чаша любви и смерти", "Их венчал сатана", "В мире должна царить красота", "Сказка любви дорогой", "Позабудь про камин" и т.п.
[2] Скончавшийся в 1924г. Кальмансон изобрёл в 1923г. новый мозаичный способ набора плаката, построенный на том, что "все рисунки сводятся к кругу и квадрату". Его открытие заключалось в нахождении элементов шрифта и других типографских знаков, при помощи которых может быть набран какой угодно плакат или афиша, в каком угодно стиле, на каком угодно языке, позитивно (тёмный шрифт на белом фоне) или негативно (светлый шрифт, на тёмном фоне) и т.д. Изобретение Кальмансона было опротестовано г. Постновым и в день похорон художника расклеенные по всему городу плакаты "Священный тигр" (Кальмансона) и "Красная шапочка" (Постнова) оспаривали свои права на приоритет.
[3] Нами сознательно упущено театральное объявление как относящееся уже исключительно к психологии газетной рекламы.

Источник:
Охочинский Владимир Константинович (1887-1940). Театральная афиша и кино-плакат / В.К. Охочинский // Театрально-декорационное искусство в СССР, 1917-Х-1927: Сборник статей / Под ред. Э.Ф. Голлербаха, А.Я. Головина и Л.И. Жевержеева. - Л.: Госиздат, 1927. - С. 195-218.

Цитируется по стр. 205-217, без сокращений.
Орфография и пунктуация немного модернизированы, некоторые аббревиатуры и сокращения раскрыты. Подстрочные примечания перенесены в конец текста. Также для удобства чтения сделана дополнительная разбивка на абзацы.
Также в сборник вошёл иллюстрированный очерк деятельности Рекламного бюро Управления театрально-зрелищных предприятий ЛГОНО (с.334-340).

ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ из статьи В.Охочинского - примеры работ Н.А.Седова для кино и Михаила Соломоновича (Шлёмовича) Векслера для театра Музкомедии, а также плакат "Хотя бы одним глазом посмотреть "Мисс Менд". Эти три картинки перефотографированы цифровым аппаратом, поэтому качество соответствующее, заранее извиняюсь.







ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ (большинство взято вот отсюда, а ещё кое-что вот отсюда, два плаката из журнала mimoid'а + там можно посмотреть и на плакаты Г.Алексеева, а также просто из копилки Яндекса):

Поль К. Ассатуров. "Стенька Разин". 1908.



П.Житков. "Жизнь - миг, искусство - вечно (На пороге смерти)". 1916.



Михаил Сергеевич Кальмансон, Владимир Евгеньевич Егоров. "Зелёный паук". 1916.



Михаил Сергеевич Кальмансон. "Бездна". 1917.



Михаил Сергеевич Кальмансон. "Сказка о теле и песнь о душе". 1917.



П.Житков. "Король Парижа". 1917.



Георгий Алексеев. "Венчал их сатана". 1918.



Без подписи. "Дворец и крепость". 1924.



Александр Михайлович Родченко. "Броненосец Потемкин". 1925.



Антон Михайлович Лавинский. "Броненосец Потемкин". 1926.



Израиль Давидович Боград. "Мать". 1926.



А.Н.Зеленский. "Шинель". 1926.



Николай Петрович Прусаков, Григорий Ильич Борисов. "Княжна Мэри". 1927.



Николай Петрович Прусаков, Григорий Ильич Борисов. "Дон Диего и Пелагея". 1927.



Александр Михайлович Родченко. "Шестая часть мира". 1927.



Владимир Августович Стенберг, Георгий Августович Стенберг. "Мисс Менд". 1927.



Владимир Августович Стенберг, Георгий Августович Стенберг, Яков Тимофеевич Руклевский. "Ваша знакомая". 1927.



Владимир Августович Стенберг, Георгий Августович Стенберг, Яков Тимофеевич Руклевский. "Октябрь". 1927.



Иосиф Васильевич Герасимович. "Последний извозчик Берлина". 1928.



Израиль Давидович Боград. "Аэлита". 1929.




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:

Иллюстрированный очерк киноплаката советского авангарда 1920-х гг.

Фрагмент о киноплакате в статье Е.В.Бархатовой о русском конструктивизме


ЛИТЕРАТУРА:

Золотоверхова І. І. Український радянський кіноплакат 20—30-х років. – Киев, 1983.

Бабурина Нина Ивановна. Плакат немого кино: Альбом. – М.: Арт-Родник, 2001. – 192 с.: ил. – (Архив ХХ века).

2-Стенберг-2: Театр. Монументальное искусство. Плакат. Дизайн: Каталог выставки произведений / Авторы вступ. ст. Н.И. Бабурина, А.М. Зайцева. - М.: МОСХ, 1984. - 41, 21 с. встречной пагинации: ил.

Ерохина Юлия Валерьевна. Российский киноплакат какфеномен графического дизайна: 1890‑е – 1940‑е гг.: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения / [Место защиты: С.‑Петерб. гос. ун‑т технологии идизайна]. – СПб., 2008. – 24 с.

Киноплакат: И.Герасимович, 1893-1986,Б.Зеленский, 1914-1984, Я.Руклевский, 1894-1965: Каталог выставки / Моск.орг. Союза художников РСФСР; [Сост. О.Ю. Лютенко, Н.А. Пчелкина; Авт. вступ.ст. Н.И. Бабурина]. – М.: Сов. художник, 1989. – [47] с.: ил.

Русский киноплакат: [Альбом ] / Сост.А.Снопков, П.Снопков, А.Шклярук; Рос. гос. б‑ка. – М.: Контакт-Культура,2002. – 335 с.: цв. ил.

Хан-Магомедов Селим Омарович. Владимир и Георгий Стенберги: Творцы авангарда. - М.: Русский авангард, 2008. - 237, [2] с.: ил., цв. ил., портр.
Tags: 1920-1929, архив, художники кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments