Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Век невежества", Австралия, 1987, реж. Арч Николсон

Вряд ли хоть кто-то ещё посчитает нужным дать отчёт о таком проходном приключенческом фильме, как "Век невежества" Арча Николсона, автора "Крепости". Так что призываю всех воспользоваться случаем!
Век невежества = DarkAge: Триллер по роману Грэхема Уэбба “Наманвари”.
Австралия, 1987.
Реж. Арч Николсон (Arch Nickolson, 1941, Сидней, Австралия – 23.02.1990, там же).

Сценарий: Соня Борг (род. 1931, Вена, Австрия).
В ролях: Джон Джарретт, Никки Когилл, Макс Фиппс, Бонхам Бонхам, Дэвид Галпилил и др. 

Итоговая мораль "Века невежества": Мы родились... мы умираем... наш дух остаётся живым. Но пусть эти слова Вас не обманут. Философскими раздумьями фильм не полнится. "Век невежества" - самый настоящий триллер о речном монстре, с крепким эпизодом боевика в финале.

Из немногочисленных работ сценаристки Сони Борг российскому зрителю известна, пожалуй, только одна – девятисерийная телевизионная экранизация книги Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» (1981).

Из актёров «Века невежества» нам отлично знаком, как ни странно, абориген Дэвид Галпилил (здесь он
Adjaral, сын старика Ондабана).
 
Узнаёте? Это тот насмешливый абориген, с которым дружил Крокодил Данди (1986). У Галпилила не менее трёх десятков актёрских работ, в том числе в «Обходе» Николаса Роуга (1971), в «Последней волне» Питера Уира (1979), в «Ребята что надо!» Филипа Кауфмана (1983), в «Клетке от кроликов» Филлипа Нойса (2002), в «Предложении» Джона Хиллкота (2005), в «Десяти каноэ» Питера Джигирра (2006). 

Чуть менее широкие круги российских кинозрителей знают исполнителя главной роли Джона Джарретта – циничного парня из «Пикника у Висячей скалы» Питера Уира (1975). В «Веке невежества» Джону Джарретту досталась роль Стива Хэрриса, инспектора местного отделения “Службы диких животных” на одном из северных побережий Австралии, в провинции Арнхем.
 
 

К Стиву Хэррису прилагается симпатичная стажёрка Кэти Поуп в исполнении Никки Когилл. Задача стажёрки - ходить в шортах, улыбаться, переспать с главным героем и по обычаю всех киношных блондинок кинуться на выручку любимому мужчине и всё испортить в решительный момент. Буду справедлива, Стив Хэррис тоже весь фильм ходит в шортах:)
 
 
 

Инспектору Хэррису предстоит нелёгкая задача – избавить местных жителей от взбудораженного половодьем гигантского крокодила-людоеда, но сохранить самого крокодила в живых. На спасении животного настаивают аборигены, считающие древнего речного бога Наманвари своим соплеменником и душой племени.
 

Убить Наманвари твёрдо намерены местные подонки, которым крокодил испортил браконьерский промысел. Это не какие-нибудь малолетние гопники, нет. Это сурьёзные граждане в возрасте глубоко за 40, а то и за 50, селф-мейд-мэны, независимые в своих суждениях, агрессивные и легко организующиеся в сообщества по интересам. Мужики ведут себя так, словно представляют из себя некую местную общественность и имеют право выражать своё мнение любым способом, включая нападение на представителя власти.
Если в этом смысле "Веку невежества" присуща хотя бы минимальная достоверность, то позвольте выразить моё личное глубочайшее восхищение силе духа, настойчивости и бесстрашию обитателей австралийской глубинки. Хотя от личной встречи с ними я бы поостереглась.
 

Идейной основой сюжета «Века невежества» послужила легенда о гуманоидном происхождении Наманвари, что подчёркнуто оригинальным аборигенским рисунком на куске древесной коры: у нарисованного крокодила левая сторона скелета – крокодилья, а правая – человечья. Наманвари - "спящий", "мечтающий" крокодил, и охотиться на него табу.


Аборигены отказываются вмешиваться в разборки белых с речным богом, и только обещание перевезти пойманного крокодила в безопасную бухту подвигло местного старейшину Ондабана и его помощника и/или сына Аджарала показать инспектору то место, где можно встретить Наманвари.
 

Но о поимке и беззащитном состоянии крокодила узнали разъярённые браконьеры, для которых смерть туземного идола стала идеей фикс. Ведь в стычках с Наманвари несколько парней погибло, и вот один из них.


Борьба за крокодила вышла на свою финишную прямую...

Арч Николсон, австралийский режиссёр средней руки, более всего известен своим телевизионным боевиком «Крепость» (1986), в котором вооружённый отпор добра злу обратился во много раз большим злом. Также Николсон срежиссировал для американского телеэфира 5 серий 35-серийного фильма «Миссия: невозможна» по мотивам прославленного боевика (1989-1990). 

«Век невежества», на первый взгляд, фильм в художественном отношении столь же невыдающийся, как и любой другой с плоскими характерами, вмешивающейся в мужские дела блондинкой-экологисткой, муляжами монстров и прочими атрибутами третьеразрядного развлекательного кино.

Я решила освоить данный киноопус Арча Николсона исключительно из уважения к той самой «Крепости». И знаете, втянулась...:)
- Лена, - спросила я себя, - чего ты хочешь? Узнать всё о крокодилах или увидеть хоть чуточку КИНО?
- Хочу КИНО! - не сомневался мой внутренний зритель.
- Тогда какого чёрта ты придираешься к мелочам? Чего тебе не хватает?
- Сюжет несвязный, столько всего пропущено!... - прохныкал внутренний критик.
- Там что-то не понятно, там есть "бог из машины"?
Моему внутреннему критику пришлось заткнуться. "Век невежества" обладает массой недостатков (о некоторых из которых ниже), но достоинства таковы, что после трёх просмотров за полтора года я не сомневаюсь в том, что однажды посмотрю и в четвёртый раз.

Первое достоинство я уже упомянула. Отрицательные персонажи вызвали во мне симпатию, хотя они немалые гады и любят стрелять в беззащитных крокодильчиков (не уверена, что при съёмке ни одно животное не пострадало!).
Неряшливых, неотёсанных, опившихся пива мужиков в кино пруд пруди. Они бывают и положительными, хотя чаще - отрицательными. Но построить фильм так, что действия четверых полууголовных личностей я восприняла как акцию гражданского протеста... такое суметь почти невозможно. Арч Николсон сумел распределить социальные роли среди своих персонажей без оглядки на шаблоны века Просвещения, так раздражающего своей нравоучительностью.

Художественно целен и безупречен эпизод, где в параллельном монтаже совмещены ритуальный танец аборигенов и карательная охотничья экспедиция "Службы диких животных". Момент, когда целясь в крокодильчика инспектор Хэррис метафорически целится в лицо аборигену, становится первым (хотя, увы, единственным) внятным идейным построением «Века невежества».
 
 

Апофеоз всего действия - финальная смертельная схватка между партией любителей крокодила и партией изничтожителей крокодильего племени. Битва динамичная, бескомпромиссная, беспощадная, с использованием разных видов оружия – кулаков, ружей, топора и туземных копий. Чувствуется крепкая рука автора «Крепости».

Стив Хэррис из представителя власти и организующей силы превратился в этом эпизоде в полустатиста, бессильно наблюдающего, как за крокодила бьются друг с другом до конца аборигены и потомки белых колонистов. Настроенные на победу или смерть аборигены имеют здесь мало общего с ироничными симпатягами из "Крокодила Данди" и "Крокодила Данди-3".

Скриншоты мне совсем не удались, стоп-кадр ловил только размытые контуры вместо человеческих фигур. Выкладываю те несколько, где можно хоть что-то разглядеть:
 
 

Ну а теперь всё же - о недостатках.
Сюжету не хватает последовательной плавности, когда одно событие цепляет за собой другое. Из наиболее заметного - момент превращения Кэти Поуп из противницы крокодила в его сторонницу просто куда-то выпал из фильма. Вот тут она кричит и требует уничтожить крокодила-убийцу, сожравшего аборигенского малыша. А вот тут улыбается блаженной улыбкой любительницы зверюшек.
Возникает даже чувство, что фильм собран на живую нитку из кусков не запущенного в дальнейшую разработку телесериала.

Заметно пренебрежение морализаторскими выводами в истории с тремя молодыми гопниками и избитым ими стариком. Только своевременное кровавое вмешательство Наманвари спасло жизнь старику. Однако ни полицейский, ни обычные граждане, ни авторы фильма – никто не высказал очевидную мысль о крокодиле как о вершителе справедливости в данной конкретной ситуации.
Хотя, может, я слишком категорична и напрасно доверилась переводчику. Закадровая одноголосая озвучка, кстати, удручала абсолютной несинхронизированностью и подозрительной краткостью. Голос очень знаком, но по голосам я классиков эпохи постсоветского видеопиратства не различаю, так что персональную претензию высказать пока не могу.
Tags: 1980-1989, зоохорроры, триллеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments