Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Мой микрослед в альмадоваристике

"Закон желания" и "Свяжи меня!" - две самодостаточные вершины творчества испанского хулигана-неформала. Именно с этих двух лент многие рекомендуют начинать знакомство с Альмодоваром. 
Последовала этому совету, и оказалось, что я встретила Альмодовара не по одёжке, а сразу по уму. Ни одна из более ранних или более поздних лент не произвела столь же сильного впечатления. Так что спасибо огромное тем анонимным труженикам интернет-киносообщества, которые дали мне столь удачную рекомендацию.
Добавлю, что дополнительным открытием стал тот факт, что Альмодовар не берёт в работу чужие сценарии. Его фильмы - только ЕГО фильмы.

Наверное, список виденного говорит сам за себя:
Пепи, Люси, Бом и другие девчонки из квартала. Испания, 1980. Не самый удачный образец жанра "коллективного портрета". Слишком много бессодержательных побочных сюжетных линий, введённых в фильм только, чтобы дать приятелям режиссёра подзаработать и засветиться на экране. И плюс, конечно, весьма своеобразное представление Альмодовара о способах поиска собственного "я". Зато бенефис Кармен Мауры.
За что мне это? Испания, 1984. Ещё один бенефис Кармен Мауры. Здесь она играет замотанную бытовыми проблемами мать семейства. Однажды домочадцы узнают, что нервные узлы у работающих домохозяек бывают не только внутри, но и снаружи. И к ним лучше не прикасаться...
Матадор. Испания, 1986. Сценарий создан Адьмодоваром при участии Хесуса Ферреро. Аура мистико-романтического детектива и нагнетание страстей. Всё замечательно, но роковая женщина меня не убедила. Хотя мужчинам виднее, кто для них роковые, но причём здесь мнение Альмодовара?... Фильм, пронизанный печалью и безысходностью, - странный этап в жизни маэстро. 
Закон желания. Испания, 1987. Одна из икон "гей"-кинематографа. Роскошнейшее музыкальное оформление. Уже увертюра создаёт необходимое предчувствие высоких страстей. А страсти будут выше некуда - любовь или смерть, всё или ничего, безумное желание взамен семейной нежности. Мелодрама из жизни секс-меньшинств решена как высокая трагедия, страсти телесерила возведены до уровня античного эпоса. Этот вихрь страстей растопит ледяную душу потасканного любителя молоденьких дебютантов, но будет поздно... Возможно впервые у Альмодовара, тема любви звучит как тема ответственности. Бандерас сыграл одержимого любовью манипулятора. Это вам не "Дети шпионов", а настоящая роль!
Женщины на грани нервного срыва. Испания, 1988. Коктейль актёрских работ, круговорот истерик и мир, раскрашенный в кричащие цвета. Больше всех запомнился... правильно, Бандерас. Такой аккуратный спокойный мальчик из хорошей семьи, который хочет всё сделать правильно.
Свяжи меня! Испания, 1990. Любовная история двух неудачников, нашедших опору друг в друге. Фарсовое решение мотива "похищение невесты". Хронологически первое (по моему зрительскому опыту) явление пристойности и обуржуазненности в альмодоваровской кинодраматургии.
Кика. Испания-Франция, 1993. Поскольку я пока не видела "Высокие каблуки" (1991), не решусь утверждать, что история неудавшейся помолвки визажистки Кики - вторая после "Свяжи меня!" попытка разобраться в роли женщины в жизни мужчины. Центральный женский образ здесь то ли карикатурен, то ли очищен от всякого намёка на мужеподобие. В результате, Кика (Вероника Форк) заливает экран потоками ослепительных улыбок и щебечет, щебечет, щебечет, щебечет, идиотка... в любых жизненных ситуациях. Её антагонистка Андреа (Виктория Абриль, причём здесь она брюнетка) свои чисто женские ревнивые побуждения облачает буквально в мужскую форму (один её репортажный комбинезончик чего стоит!). Но сила альмодоварских женщин в их слабости, и Кика выйдет сухой из кровавой водички, а Андреа будет наказана за жёсткость стиля. 
Дурное воспитание. Испания, 2004. Очень яркий фильм и очень яркое свидетельство режиссёрской усталости. В этом блестящем фантике уже не найти конфеты. Истоки и последствия злых намерений смешиваются в невообразимое месиво, в котором теряется суть происходящего. На "милость к падшим" не остаётся сил ни у автора, ни у зрителя. Тем не менее, здесь интересен бенефис Гаэля Гарсиа Берналя, актёра со своеобразно красивой внешностью и богатой творческой палитрой.

Думаю, Альмодовар всё-таки будет представлен в моей видеоколлекции всеми своими полнометражными работами. 

Плюс благодаря Альмодовару я стала поклонницей Виктории Абриль и собираюсь посмотреть максимум фильмов с её участием. Начала с "Нет вестей от Бога" (2002, реж. Агустин Диас Яньес). На imbd список актёрских работ В.Абриль - 91 пункт. Видимо, стоит продолжить фильмами "Никто не расскажет о нас, когда мы умрём" (1996, реж. Агустин Диас Яньес) и "Если скажут, что я упал" и "Любовники" (1989 и 1992, реж. Винченте Аранда).

И кто бросит в меня камень, если я скажу, что восхищена актёрским даром роскошно уродливой женщины Росси Де Пальма, открытой именно Альмодоваром в "Законе желания" и "Женщинах на грани нервного срыва"? При такой неудобной внешности она так разнообразна в ролях кокетливой телеведущей, грубой уличной наркоторговки, ухватившей жениха амбициозной девицы, насупленной лесбиянки... Всех ей благ и долгих лет кинокарьеры!
Tags: 1980-1989, 1990-1999
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments