Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Куотермасс и колодец / Quatermass and the Pit (Великобритания, 1967, реж. Roy Ward Baker)

- Сынок, как тебя в армию забрали, мне одной картошку не посадить, вскопать сил нету.
- Мама, не копай, я в огороде пулемёт зарыл.
- ...Сынок, с города люди приезжали, всё перерыли, ничего не нашли, очень ругалися.
- Перерыли? Теперь сажай картошку.

...или Как использовать армию на благо науки нам расскажет фантастическая лента "Куотермасс и колодец".

Однажды в одной точке истории и пространства сошлись и сразились в поединке воль трое социально ответственных мужчин, равных друг другу интеллектом, образованием и общей привлекательностью. Физик-эксперт, военный чин и мирный антрополог.





А дело было так. Расширяли в Лондоне станцию метро под улицей Хоббс-Энд, расширяли - и нате вам, скелеты древних прачеловеков!









Антрополог мистер Руни в восторге, его ассистентка Барбара тоже счастлива, все счастливы, журналисты кропают статейки - и нате вам, рядом со скелетами немецкая авиабомба! Да ещё какая здоровенная!









Полковник Брин в восторге. Его бравые сапёры засиделись в стойлах и тоже счастливы. Все счастливы, журналисты бдят - и нате вам, физик-эксперт мистер Куотермасс прозрел истину!





Это не бомба, а марсианское НЛО пятимиллионолетней давности! С дохлыми космонавтами внутри, очень может быть. Щас армейские всё окончательно отроют и тут-то нам всем крышка. По крайней мере, Лондону мало не покажется!.. Роль Барбары в развитии паранойи Куотермасса кажется вторичной, но только на первый взгляд.







И с этого момента нормальное развитие сюжета становится решительно невозможным. Куотермасс просто не допустит, чтобы кто-нибудь вокруг был счастлив. Надо обязательно обличить чужое скудоумие, посеять панику, заразить ею всех, до кого дотянулся...







...и погрузиться в глубины отчаяния, когда все твои пророчества оказались правильными.
Лондонцы таки оказались на грани гибели, и прагматик Брин не в силах остановить катастрофу!









По ходу дела были задействованы прямые намёки на серию случаев явления противного вида привидений на Хоббс-Энд. Заодно вскрылись истоки феномена бесноватости. И причины полтергейста. Ну и немножно наблюдений из области психологии толпы.







После чего скромный романтик-естественник мистер Руни железной рукой встряхнул буйного теоретика-технаря Куотермасса за шкирку и призвал к порядку. Какого чёрта, Куотермасс! Мужик не стонет, мужик сражается! Ты мужик? Ты меня уважаешь?!



Теперь им осталось только надавать по шее прекрасной Барбаре и спасти мир.







Типа хэппи-энд.

Очень достойное произведение социальной фантастики второй половины 1960-х. Полное задора, блеска и постановочной выдумки.
Даёт клаустрофобный эффект ввиду съёмок на тесной улице (вернее, в её полномасштабной декорации) и в интерьерах. Поразительная особенность - без широких панорам создана атмосфера тотальной паники и хаоса, охватившая город.

Имеются визуальные спецэффекты.





И даже если трупики марсиан не покажутся вам впечатляющим зрелищем с точки зрения достоверности, как дизайнерские поделки они всё равно весьма декоративны и как бы радуют глаз.





В роли Барбары зрелая актриса с хорошей фигурой. По тогдашней моде все юбки на ней выше колена, и это нельзя не одобрить, когда у женщины такие приятные ноги!
Сеанс ментальной связи с марсианским модулем управления она сделала похожим на сцену из эротического фильма.



Шляпки, беретки и шапочки Барбара не носит. Её макияж исключительно скромен. Волосы всегда пышно уложены.
Образцовая леди. Пристрастна к стилю "кэжуал", но любит экспериментировать и с высокими стилями.
Костюмы Барбары, которые вы могли частично наблюдать на предшествующих скриншотах:
1) оранжевый спортивный жакетик в мелкую клетку, прямого силуэта, со слегка спущенной линией плеч и крупным отложным воротником без стойки, рукава три четверти; к нему коричневый джемпер без ворота;
2) трапециевидного силуэта костюмчик "от Шанель" из светло-розового букле, имеющий в качестве отделки тёмно-розовый круглый (шёлковый?) воротничок в сборку и из той же ткани листочки на прорезных карманах; к нему простая шёлковая блузка со сборкой у горловины, тон в тон с цветом отделки; аксессуары - светлые кожаные перчатки и сумочка в тон к ним; в волосах широкий обруч;
3) прямого силуэта светло-зелёное трикотажное платье-футляр без рукавов, талию подчёркивает завязывающийся поясок из той же ткани; двойку с платьем составляет классическое зелёное пальто с лацканами, линия низа на ладонь длиннее платья; законченность ансамблю придают светло-серые сапоги;
4) коричневый джемпер из первого ансамбля солирует, вместо блузки из горловины выглядывает аккуратный шейный платочек;
5) красная юбка из ткани в клетку-шотландку, крупные складки на спинке застрочены до линии бёдер; к ней красный джемпер.

Я не зря так тщательно запротоколировала всё про вкусы Барбары в одежде. Вы, конечно, читать не стали, но ткну пальцем в нужное место - пункт №5 описывает совершенно неподходящий костюм для пресс-конференции!
То есть эта вольность в костюме что-то да значит. Например, потерю контроля над собой.

Чтоб закончить с темой костюмов Барбары:











Всё же от некоторой дополнительной реалистичности деталей я бы не отказалась. Режет глаз манера научных работников ковыряться в мокрой глине в одежде, пригодной для выхода в город, без халатов и перчаток.





Хотелось приплести сюда "Доктора Стрейнджлава" Кубрика, но никак не приплёлся. Тяни-толкай какой-то получается, если два этих фильма рядом поставить:)

Из работ Роя Уорда Бэйкера у меня ещё припасены для просмотра "Клуб монстров" и "Доктор Джекилл и сестра Хайд". Что ж, будем посмотреть!
Tags: 1960-1969, британия рулит, инопланетяне в кино, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments