Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Дикий мессия / The Savage Messiah (Великобритания, 1972, реж. Кен Рассел)

Общая характеристика фильма в рецензиях В.Н.Распопина и С.В Кудрявцева вполне исчерпывающа, так что я остановлюсь только на некоторых деталях.

В 1960-1970-х гг. появляются кинокартины о людях, чья маргинальность уникальна и обязательно приводит к переосмыслению и оживлению понятия "обычных жизненных ценностей". Например, "Маргаритки" Веры Хитиловой (1966), "Дикий мессия" Кена Рассела (1972), "Розовые фламинго" Джона Уотерса (1972), "О, счастливчик!" Линдсея Андерсона (1973), "Вальсирующие" Бертрана Блие (1974), "Каждый за себя, а Бог против всех" Вернера Херцога (1974), "Элкерлик" Йоса Стеллинга (1975), "Сталкер" Андрея Тарковского (1979).
Это некая общая тенденция культур европейского типа, начавших вбирать в себя маргинальность как разновидность неординарности. Маргинальные персонажи этих картин отличаются такой общей чертой, как свободная ориентация в мире "нормальных" сограждан и свободное владение навыками "культурного" поведения.
Так, в "Диком месии" подробно рассмотрен нетипичный семейный союз скульптора и писательницы, добровольно нищенствующих в Париже, а затем в Лондоне в канун первой мировой войны. Путём самоограничения и самосжигания, Анри Годье ищет ответ на вопрос: "Если творчество ничего не даёт мне, то что оно даёт другим?". Это традиционные сомнения в своей полезности обществу всякого, кто не желает пахать и сеять, а желает в дуду дудеть.

В "Убийцах" Ричарда Доннера (США-Франция, 1995) рассказан забавный анекдот о замёрзшем воробье, отогревшемся в коровьей лепёшке. И точно такой же анекдот рассказал Анри Годье в "Диком месии"! Из чего следует очевидный вывод, что персонажи 1995г. фильм Рассела не видели, и то же относится к той зрительской аудитории, которой были предназначены "Убийцы". По правде говоря, возникает сомнение, видел ли "Дикого мессию" и сам Ричард Доннер, рискнувший вставить в сюжет бородатый анекдот.

Но настоящая кинопараллель "Дикого мессии" - "Полное затмение" Агнешки Холланд с Леонардо Ди Каприо в главной роли (1995). Модель поведения своего героя Холланд, такое впечатление, взяла прямо у Рассела: прыжки, публичные спичи, непристойное поведение в общественных местах, презрение к своему и чужому бытовому комфорту и прочая, прочая.
Однако, дело даже не только в заметной схожести образов поэта Рембо из "Полного затмения" и скульптора Годье из "Дикого мессии". Артюр Рембо (20.10.1854 - 10.11.1891) - представитель поколения, предшествовавшего поколению Анри Годье-Бжески (Henri Gaudier-Brzeska; 04.10.1891 - 05.06.1915). Обратим внимание, что Годье родился всего лишь за месяц до смерти Рембо. Впору рассуждать об эстафете поколений и переселении душ.
Тем не менее, рассказывая о духовном предшественнике Анри Годье, Агнешка Холланд менее оптимистична в своей версии судьбы деятеля искусств в буржуазном обществе.

Дороти Тьютин (Dorothy Tutin; 08.04.1930 - 06.08.2001), исполнительница роли Софи Бжеской, выделяется своей восхитительной актёрской пластикой. Её движения имеют столь широкую амплитуду, но при этом столь гармоничны! Она воистину царит в кадре. Плюсом служит и характерная киногеничная внешность со вздёрнутым коротким носом.
Это настоящая актриса английского классического театра. Её коронная роль - Джульетта. В 1952г. Дороти Тьютин дебютировала в кино у Энтони Эсквита, в экранизации пьесы О.Уайльда "Как важно быть серьёзным" в роли Сесили (эта лента дублирована на "Ленфильме" в 1959 г.). Позже были такие роли, как Люси в экранизации "Повести о двух городах" Ч.Диккенса (1958), Варя в телепостановке "Вишнёвого сада" (1962), Анна Болейн в телесериале "Шесть жен Генриха VIII" (1970).

Об исполнителе главной мужской роли Скотте Энтони (Scott Antony, иногда пишут Anthony) на imbd.com нет вообще никаких биографических сведений, а вся его фильмография насчитывает всего 6 актёрских работ 1972-1974 гг. На одном из форумов даже есть тема "What happened to Scott Antony?". Попалось только упоминание на www.hollywood.com, что актёр родился в 1950г.
Роль Анри Годье в "Диком месии" стала для Скотта Энтони кинодебютом. В 1974г. он снялся в главной мужской роли в экранизации романа Дика Фрэнсиса "Фаворит", предпринятой таким крупным мастером как Тони Ричардсон (1928-1991), автором "Оглянись во гневе" (1958), "Вкус мёда" (1961), "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" (1962) и пр. Но "Фаворит", судя по рейтингу, не имел особого успеха.

Роль арт-агента Ангуса Корки сыграл Линдсей Кемп. Кто бы мог подумать, что добряка "Ангуса Корки" позднее можно будет увидеть в "Себастьяне" (1976, реж. Дерек Джармен) в роли... исполнителя похабного гомоэротического танца во дворце Диоклетиана. Подумала было, что IMDb привирает. Потому что джарменовский танцор в таком гриме, что опознать в нём конкретную личность, на первый взгляд, невозможно. Специально пересмотрела начало "Себастьяна", где сцена с танцем открывает фильм. И точно! - сходу крупный план раскрашенного в белый и красный цвет Кемпа. Как я поняла из титров "Себастьяна", Линдсей Кемп ставил в этом фильме все танцевальные этюды.
Что касается роли в "Диком мессии", Л.Кемп сыграл вариацию диккенсовского персонажа - любопытного и доброжелательного благотворителя, природное любопытство которого эпоха модерна направляет на людей социопатического склада. Ангус Корки кажется вполне обыденной, заурядной личностью, лишь случайно попавшей в богемную среду, но само его шотландское имя указывает на некую "инаковость", отличность от лондонских коммерсантов-обывателей.

Хелен Миррен, пожалуй, единственная актриса из "Дикого мессии", кто не нуждается в представлении. Я впервые увидела её в "Девушках с календаря", а могла бы оценить и в более ранней работе "Долгая Страстная пятница". После успеха "Королевы"(2006, реж. Стивен Фрирз) Хелен Миррен стала ещё более известной фигурой в киномире.
В "Диком месии" она сыграла духовно ограниченную и жадную до удовольствий майорскую дочку мисс Гош Бойл. Всё, что ярко и вызывающе, всё, что на острие общественного интереса, - будь то движение суфражисток, полуночные забавы богемы или романтика военных госпиталей, - везде как мухи на мёд слетаются такие вот самодовольные и бесталанные "медиа-звёздочки".
Но мисс Бойл не так проста, как может подуматься. Да, у неё нет своих художественных идей, но именно она назвала Анри Годье "диким мессией". Устанавливать прямую связь между миром обыденного и миром высокого - это ведь тоже самостоятельный талант, не каждому данный.
Также Хелен Миррен отличилась здесь уверенной и вызывающе спокойной игрой в сцене "ню" на парадной лестнице: диалог обнажённой мисс Бойл и одетого Анри в богатых интерьерах майорской усадьбы.
Tags: 1970-1979, арт-кино, британия рулит, костюмное кино, неравные связи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments