Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Как важно быть эстетом

Русский (российский) эстетический дендизм эпохи царствования Леонида I реализовывался, разумеется, не только и не столько в кино, сколько в театре. Телевидение объединило две эти сферы, и сегодня мы имеем возможность наслаждаться некоторыми жемчужинами стилистического буйства, пусть и покусанными за цветную плёнку неумолимым временем.



Я в детстве уверилась, что лучшая экранизация Оскара Уайльда - это телеспектакль с Евгенией Симоновой. Видела его в очень-очень нежном возрасте и не помнила никаких вообще подробностей, кроме прекрасной Евгении.
На днях посмотрела как бы впервые, и теперь понятно, почему детский ум превознёс зрелище, сюжет которого в силу возраста ещё не мог быть понятен. Кич - лучший проводник культурных матриц.
Русскоязычные детоводы и детовладельцы! Не проходите мимо! То есть, если вы хотите, чтобы ваше чадо неосознанно воспринимало предания старины глубокой как нечто яркое и волнующее и тем самым гарантированно лишилось бы желания оторваться от подола родимой культуры. Спектакль "Как важно быть серьёзным" Александра Белинского (1976) бьёт в глаз и наповал крепко и верно. Это пряный коктейль, составленный из игрищ в арт-нуово в их самом вульгарном и визуально-эффектном варианте.

Собственно, одних интерьеров было бы достаточно для эстетического шока. Красные стены и зелёный пол квартиры Алджернона. Соломенно-голубая пастораль обиталища юной Сесили.
Само собой, мебель изогнутая, панно настенные, ширмы узорчатые, вазы напольные, проёмы сводчатые.





Визуально объединены эти интерьеры сиреневыми оттенками. В доме Алджернона - абажур, галстук Джека, платье тёти Августы. В доме Сесили и Джека - обивка стульев, розы на платье Сесили. Помните, как в "Сумерках ледяных нимф" Гая Мэддина (ссылка на соответствующий пост) чередование цветовых гамм по принципу Каждый-Охотник-Желает-Знать-Где-Сидит-Фазан закончилось тем, что фазан всех склевал и настала тьма? В советской телепостановке фазанчик бегал из кадра в кадр, соединяя всё в единое уайльдовское пространство - и противоречивость мужчин, и хладнокровие/самоуверенность женщин.



Девица Сесили позирует на фоне круглой рамы окна, как модель Альфонса Мухи, хотя ею не является. Бойкая девчонка, без томности и манерности, но себе на уме.





Томность и манерность удел тех, кому больше нечем себя занять. Стареющая графоманка мисс Призм изгибается подобно модели для картинки из дамского журнала - в облике Веры Васильевой, закованной в гиперобтягивающее платье.





Утончённая горожанка Гвендолин превратилась здесь в непристойно кокетничающую со зрителем Татьяну Васильеву. Всего лишь год назад она в комедии "Здравствуйте, я ваша тётя!" изобразила нелепую большеротую барышню-верзилу в веснушках, и вот общего с той барышней осталось - только рост. Актриса вписалась в роль на контрасте, играя лицом то, чего нет в содержании реплик, и в решительность и предприимчивость её героини веришь как миленький.





Тётя Августа в исполнении Лидии Сухаревской... Увы, тут ничего хорошего сказать не могу. Лидия Сухаревская ни на одну секунду не вызывает доверия. Глуповатая, квохчущая тётка, с чудовищно плохими зубами. В одной реплике сбилась, другую подала раньше времени...
Понятно, что Вера Васильева не смогла бы разорваться на две роли сразу, но были же и другие актрисы подходящей возрастной категории, так почему Сухаревская?.. Чёрное пятно в моей светлой повести о любимом спектакле.



Ни секунду не сомневаюсь, что именно Алджернон Монкриф протолкнул Игоря Старыгина на роль Арамиса.



Джек Уортинг - человек с загнанным выражением лица. Мизансцены, поставленные на Васильеву, не дали Александру Кайдановскому развернуться в первой части спектакля, но своё он наверстал.

Tags: 1970-1979, комедии, экранизации, эстетический дендизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments