Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Невероятно странные существа" Рэя Денниса Стеклера (США, 1963)

О Рэе Деннисе Стеклере (1938-2009) узнала из фундаментального, можно сказать, критико-биографического поста Мимоида. Кстати, именно этот пост привёл меня к мысли, что я хочу видеть в ЖЖ тексты с картинками, а не просто тексты и просто картинки.
Стеклер очень переживал, когда его фильм The Incredibly Strange Creatures Who Stopped Living and Became Mixed-Up Zombies!!? однажды анти-рейтингом IMDb был вознесён на вершину позора, обогнав "План 9 из открытого космоса". Рейтингам место в головах тех, кто им доверяет. В остальных головах обычно находятся мозги и собственное мнение.


Цыганка-гадалка Эстрелла и её помощник горбун Ортега затеяли очередное злодейство. Они решились устранить всех, кто может способствовать разоблачению некоей уголовно наказуемой тайны, сокрытой в глубинах жилища гадалки. Устранить, само собой, не своими руками, а руками так называемого "зомби". Осталось выбрать подходящего дурака, загипнотизировать его и отдать зловещий приказ.



Лицо дурака появляется во вступительных титрах. Это безработный и вызывающе беспечный парень по имени Джерри. Кадр за кадром, титры демонстрируют, в какое чудище превратится жертва зомбирования, если не принять мер к спасению. Поскольку в роли главного героя снялся сам режиссёр, то первый титр - это арт-портрет Рэя Денниса Стеклера в качестве фона к названию фильма, а последний титр - подпись с его именем.



А вообще-то Стеклер в роли Джерри выглядит вот так. Ну, не красавец, конечно, чего уж там.



Умирающий мир ярмарочных балаганов - мир цыганки Эстреллы - пытается вобрать в себя всё самое шумное, крикливое и манящее толпу, что предлагали 60-е. Формально, молодёжь охотно тянется к ярмарочным развлечениям. Кто откажется поглазеть на шоу двадцати танцовщиц за 10 центов?
Но если раньше, когда-небо-было-синее-трава-зеленее, глаз фокусировался на хорошенькой женщине и радовался самому факту её существования, то вытащенные наружу тайны подсознания молодого современника содержат совсем иные акценты. В ночном бреду Джерри видит кошмарный сон, где все женщины одинаково привлекательны, одинаково чудовищны и одинаково опасны. Они ничем не радуют и смотреть на них мучительно.

Таким слоняющимся бездельникам, как Джерри, город предлагает проверенный набор развлечений. Но это уже не тот работящий и деловито-суетливый город со своими тайными задворками-закоулками, где среди контраста ночи и дня родились те развлечения. Ночь как тайна пошла по рукам, все пороки выставлены наружу и продаются днём открыто за деньги, посильные каждому лоботрясу. Доступ к простейшим эмоциям механически прост. Старые формы развлечений должны либо наполниться новым содержанием, либо погибнуть в затхлых лохмотьях своего былого величия.

Тема фильма - столкновение визуальной архаики с новой эстетикой века бетонных конструкций и связанное с этим изменение стиля восприятия и мышления.
Большое авторское кино решало эту тему с постановочным размахом. Кино с небольшим бюджетом справлялось своими средствами.
Я сегодня, собственно, об этих средствах речь веду.

Фильм "Необыкновенно странные существа" обладает очень насыщенным визуальным рядом, передающим броскость, агрессивность и дезориентирующую дробность повседневной среды американского горожанина начала 1960-х. Доминанты - вращающиеся конструкции, сдавленное/тесное пространство, пугающие мифологические чудовища из детства. Нависающее над головой и подпирающее с боков. Ловушки, преграды, приманки, зомбирующая вереница огней карусели.
Контраст рукотворного и промышленного, хаотического и геометрически стройного, потёртого и стерильного. А ещё плюшевый мишка и лоскутное одеяло. Этакий мир на перепутье, микс культуры и цивилизации, растерянно черпающий образы и символы из прошлого и из будущего, но не видящий, в чём индивидуальное лицо настоящего.


















Механические куклы - внутрифильмовая аллюзия на суть образа "зомби". Одну из таких кукол Джерри держит в руках в первой же своей сцене, буквально (!) играя с собственной судьбой.








Манера съёмок разнообразна. Есть кадры, имитирующие любительскую семейную видеохронику. Есть кадры, сделанные в стиле документального кино. Есть павильонно-постановочное "салонное" обыгрывание пространства. Есть авангардистские клаустрофобные виражи-петляния камеры вокруг персонажей.








Особый шик - яркие цвета, искажённые пропорции, ракурсы "с четверенек", густые тени. Ну это так, как крем на торте, чтоб не осталось чувства незаконченности.








Иные тени бывают слишком густы. Одна из теней начала жить своей жизнью. Владелец не в восторге.




Театр ужасов - вот то единственное довоенное наследие, что переживёт любой бетон и космические амбиции человечества. Старые добрые кошмары. Преимущественно сексуальные, разумеется.






Каких же монстров могло противопоставить этим визуально прекрасным кошмарам современного подсознания культурное наследие 19 века - века великой литературы, сифилиса и продажной нищеты? Своих испуганных и безумных жертв компрачикосов? Они столь же наивны, как рукотворное ярмарочное веселье. Старый мир (по крайней мере, каким он представлен в фильме Стеклера) умирал, его агонию мы вольны воспринимать с насмешкой или сочувствием.



Существование этих устаревших монстриков, как и злодеяния "зомби", возможны только за портьерами, занавесами, в отгороженных и затенённых клочках городской среды. На свету, на воздухе, на морском берегу такое злодеяние немыслимо, злодей всем виден и преследуем.
Финал фильма ставит точку в попытке юноши, проникшегося вполне современными идеями индивидуализма, совершить экскурс в мир патриархальных удовольствий-запретов. Произошёл полный разрыв традиции... и снос крыши. Во Франции посреди бела дня обычный прохожий просто так пальнул в полисмена ("На последнем дыхании" Годара). Итак, отныне злодеяния станут качественно иными. Это уже не прихотливо обставленные пакостные делишки, замышлявшиеся среди теней злачных уголков большого города, а импульсы животного освобождения, открытые солнцу и ветрам. Хрен редьки не слаще, но живём с чем живём.




Фильм разбавлен энным количеством песенных и танцевальных номеров. К счастью, не таким обильным и нудным, как в нашем отечественном фильме музыкальных ужасов номеров "Девушка с гитарой" 1958 года.

Петербургский 5-й канал предложил перевод "Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие зомби!!?". Эпитет Mixed-Up переводят (или не переводят) кто во что горазд - полузомби, запутавшиеся зомби... Мой школьный англо-русский словарь на 36000 слов считает, что to be mixed up означает быть замешанным во что-либо, но русских синонимов не предлагает, а самой не сообразить. Запятнанные? примазанные? впутанные? Ничто красиво не смотрится.
Tags: 1960-1969, гиньоли, зомби в кино
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments