Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

10 минут коммунизма, 1975 год: Отзыв-спойлер

Бурный поток: Короткометражная комедия. СССР, 1975. Реж. Феликс Якубсон. В главной роли Николай Никитин.

Приехал Фёдор в Ленинград.



В Ленинграде все люди добрые. Как Фёдор им ни мешался, как под ногами не путался, не прибили его, не обидели, всё стерпели и взашей не вытолкали. Всучили ему тарелку борща по-московски...



...и никак Фёдору было от той тарелки не избавиться! Добрые люди всегда ему её возвращали.



Десятиминутная немая абсурдистско-эксцентрическая комедия вытащена из тьмы забвения совместными усилиями не закомых друг с другом лично интернет-энтузиастов, о чём можно в подробностях прочесть в киноблоге pamupe_cc. И да, это именно немой фильм, а не стилизация под немой фильм.

Режиссура как таковая выразилась в "Бурном потоке" в организации городского пространства для мизансцен, выглядящих чем-то вроде синема верите. Но кто-то, уж не знаю Феликс Якубсон или другой человек, вставил в фильм очень яркую монтажную фразу с большим каменным шаром на набережной. Эти несколько секунд с каменным шаром в художественном отношении сильно отличаются от общего стиля фильма, неожиданно привнося в хрустально чистый мир чаплинианской клоунады энергичную пульсацию художественных идей русской монтажной школы 1920-х годов.

Несомненно, комедия позиционировалась как некая актуальная сатира, иначе кто бы позволил её снять при общей бессмыслице содержания. Но что стало предметом сатирического высказывания? Формально - однообразный общепитовский сервис, настигающий каждого туриста. Похождения неуклюжего провинциала с тарелкой описаны высоким слогом некоего романиста-людоведа и душелюба Евгения Сазонова, чьё бездарное творение никогда не было напечатано, поскольку мыслеформы людоведа и душелюба явно не отвечали реалиям текущего дня. Тут наблюдается какой-то очень хитрый изгиб сценарной изворотливости. Неправдоподобная история рассказана устами благостного дурака, добровольно живущего в какой-то перпендикулярной реальности, где случайные прохожие не отворачиваются брезгливо от измурзанной общепитовской дряни, а гоняются с нею за несчастным владельцем: "Дяденька, вы борщ обронили!"
В результате, совершенно открыто - на самой поверхности маленького гордого кинопроизведения! - лежит образ города всеобщего мелочного благоденствия, города распределённых материальных благ. Доставшаяся Фёдору часть благ (тарелка борща) снова и снова вручается как ценность. Маленький суетливый турист голоден, людям его жалко. Фёдору стыдно признаться заботливым незнакомцам, что он не считает тарелку промёрзшего борща Благом. А зря стыдился. В итоге, он получает-таки свой борщ, но уже без всякой доли сердечного участия и в таком виде, который ясно указывает на суть коммунистического распределения благ - никакого "по потребностям" не будет и ты получишь борщ не потому, что голоден, а потому что только борщ и распределили на твою долю.

Про существование в СССР домашних кинопроекторов я никогда не подозревала. И та часть моего детства, которая была проведена у голубого экрана, ничего не знала об артисте-эксцентрике Николае Никитине. Теперь же остаётся только дивиться точности, мягкой пластичности его акробатической пантомимы и трогательным особенностям внешности. Маргинальный для культуры эпохи министра Фурцевой, был бы такой артист успешен и знаменит сегодня? Вряд ли. Очень уж штучный товар. Томящиеся от неопределённости жизненных перспектив творческие мальчики с такими светлыми лицами изредка встречались в КаВээНе, но ни одного не всосало в шоу-бизнес.





Возможно, в подчёркнуто ленинградской локации и подчёркнуто московской кухне заключается какая-то аллюзия на культурное соперничество двух столиц. Я аллюзий не углядела, признаюсь честно. Зато Ленинграда в фильме полно - и не только архитектурных достопримечательностей всяких, но и внешний вид горожан, интерьер общепита, транспорт на Невском проспекте.
Скриншоты у меня только с архитетурой - набережная Невы, Дворцовая площадь, коллонада Казанского собора.





Всего десять минут - и образ 1970-х как на ладони. Удивительный фильм. Посмотрите, не пожалеете!
Tags: 1970-1979, комедии, короткий метр, малобюджетное кино, немое после немого, советская правда, советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments