Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Мой микрослед в альмодоваристике. 3. Откуда у хлопца испанская грусть

Закон желания (Испания, 1987, реж. Педро Альмодовар)
Есть такое стихотворение у почти никому не известного в России английского поэта Джерарда Мэнли Хопкинса (1844-1889), называется "Её королевство" (1864-1866 гг.). Умерший король является к своей молодой вдове и спрашивает, пойдёт ли она за ним в загробное царство за три поцелуя и золотую корону. "Она ему ответила: Целуй меня скорей. Мне всех корон на свете Любовь твоя милей".
Читал или не читал Альмодовар эту псевдофольклорную балладу, Дж.М.Хопкинс нашёл в его лице усердного продолжателя.
За какие поцелуи случаются в благополучных жизнях крутые повороты и большие трагедии - об этом могут знать только сами ловцы поцелуев. А вот обсудить крутые повороты могут и посторонние наблюдатели.
В основу сюжета "Закона желания" положена последовательность событий, которые будут, вероятно, раскопаны журналистом какой-нибудь "жёлтой" газетки вскоре после финальных титров. Словно бы желая упредить появление опошленной версии краха любовного треугольника, Альмодовар излагает свою версию событий.

Драматическая трагедия "Закон желания" - ода яростной мужской нежности друг к другу. Звериное прикусывание партнёра за холку и битва с соперником насмерть.
Разочарованный, раз-очарованный... безвозвратно утративший энергию юности... скандальный кинорежиссёр-порнограф Пабло Кинтеро (Эусебио Понцела) становится предметом любовного натиска незнакомого юноши по имени Антонио Беритас (Антонио Бандерас). На самом деле, Пабло созрел для тихой семейной идиллии с молодым любовником, начинающим художником Хуаном (Мигель Молина).

Хуан не хочет становится открытым сожителем Пабло, поскольку планирует когда-нибудь жениться и вести себя примерно. Юноша уезжает домой на побережье, чтоб всё обдумать и - либо вернуться, либо нет.

Вскоре Альмодовар намекает, что тяга Хуана к Пабло сродни комплексу отца. Не случайно же семейным бизнесом - баром - занимается незамужняя сестра Хуана, а об их родителях ничего не сообщается. Ситуация классическая: брат и сестра, сироты. Девушка испытывает полуматеринскую привязанность к младшему братишке, поэтому не мешает ему "искать себя" в большом городе и безропотно колупается с баром.

Конечно, мечтатель-Хуан мог бы остаться в родном курортном посёлке и помогать сестре, но... такая судьба не предполагает внешнего развития, а Хуан - не настолько глубокая личность, чтобы не нуждаться в близком общении с более взрослым мужчиной в манящей обстановке городской суеты. Словом, Хуан решается изменить свою жизнь и постоять на краю бездны.
Только бездна оказалась совсем не там и не такая, какую он ожидал.

С этого момента солировать в любовном треугольнике начинает энергичный и напористый Антонио. Он, в отличие от Хуана, свой шаг к бездне сделал практически без раздумий. Ведь единственное, чего Антонио боялся - быть отвергнутым.
Антонио Беритас - типично альмодоварский персонаж. У него властная мать, стремящаяся полностью контролировать сына (как в "Матадоре"), и вечно отсутствующий отец, слишком занятый, чтобы заметить, что его мальчик мужает необычным образом.
Новое слово в веренице альмодоварских персонажей - транссексуалка Тина (Кармен Маура), сестра, а ранее брат (!) режиссёра Пабло. Вот человек, растоптанный ошибками своей жизни, но в бездну не глядевший. Тина - настоящая женщина, что бы ни сочиняли о ней в прессе. Женщина, следующая за своим сердцем и подчиняющаяся законам природы, даже если эта природа исковеркана человеческими руками (сначала родным отцом, потом хирургом). Если Пабло, Хуан и Антонио воплощают тягу к саморазрушению и смерти, то Тина - воплощение самой жизни.

После ряда событий, Пабло обретает новый взгляд на жизнь и - тоже шагает в бездну, в поисках соблазна жить дальше. Но на краю бездны его с грустной нежностью удерживает Антонио. Мальчик потерял всё, что можно потерять в его годы, - наивность, репутацию, социальные перспективы. И только свою великую любовь к не очень достойному человеку он сохранил в неприкосновенности, не расплескав ни капли, несмотря на нанесённые ему обиды. Финальный взгляд на Пабло сквозь прозрачную кисейную ткань - словно благославляющий взгляд из ада, куда легла дорога Антонио.

После того, как я всё так чудесно расписала красивыми словами, остаётся ответить на ма-а-аленький вопросик: а почему именно циничного Пабло избрал предметом обожания неопытный в таких отношениях мальчик из приличной семьи?
Впервые мы видим Антонио во время сеанса самоудовлетворения в туалете кинотеатра, сразу после премьеры нового гомоэротического фильма. В показанном нам фрагменте "киноновинки" - симпатичный молодой гомосексуалист (ну, то есть, с таким носом - симпатичный на любителя, но общая идея Альмодовара - сходу предъявить зрителям красивое мужское тело). Пабло Кинтеро там даже не голос за кадром, только режиссёр.
Тем не менее, юный сын сенатора Беритаса грезит именно о режиссёре. Это как если бы после "Закона желания" юные нимфоманы атаковали самого Альмодовара...
Tags: 1980-1989, гомоэротика в кино, мелодрамы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments