Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Два дня" Дуни Смирновой - про что кино?

Спасибо за ссылку Алексею Юсеву. В полном замешательстве прочитала обсуждение фильма "Два дня" многопрофильной группой аналитиков OpenSpace.ru. Такое чувство, я с ними разные фильмы смотрела.
Чтоб самой не забыть, под катом два рассуждения на тему "Двух дней".

1.
Социальный конфликт в "Двух днях" лежит прямо на поверхности, его никто не скрывает.
Чиновник из Министерства экономического развития (Федор Бондарчук) сцепился в словесном поединке на тему "кто тут кого кормит" с критически мыслящей и порывистой девой от культуры (Ксения Раппопорт). Дискуссия состоялась в строгом соответствии с установкой власти на то, что интеллигентные задохлики на местах ничего не умеют, кроме как клянчить дотации на свою умозрительную духовность.
Вскоре чиновник выясняет, что интеллигентные задохлики целенаправленно и осознанно заняты поддержанием форм старинного быта. И что именно по этой причине старинная усадьба сохраняет свою аутентичность и дух духовности духовитый, а не по причине музейной консервации и превращения в памятник самой себе.
Однако поставить накопленный опыт на коммерческие рельсы музейщики никак не могут, потому что чиновники из всех министерств на свете не допускают никаких коммерческих инициатив изнутри музейного сообщества. Ибо чиновники считают музейщиков осколком эпохи плановой экономики, к тому же наверняка вороватыми тварями.
На самом деле, музейщики - это уже давно созревшие для честной коммерции и весьма честные люди (последнее, кстати, подтверждено документально уже за пределами кино). Но коммерцию они хотят делать в рамках сложившихся и заботливо сохранённых форм национальной культуры, превращая в капитал естественные достоинства русского усадебного быта, в экологически допустимых пределах и без разрушения накопленных ресурсов. Только так и никак иначе. (А кто не согласен, антоновскими яблоками закидают).
Со своей стороны, чиновники продвигают модель хищнической эксплуатации музейного комплекса, с разрушением его инфраструктуры и форматированием под стандартный "западный" диснейлэнд для взрослых. В аутентичном быте русской усадьбы чиновники никакого капитала не видят.
А музейщики столько этого капиталу видят, что им очень обидно, что все решения принимают только чиновники.
Вокруг этого основного конфликта завертелись все маленькие конфликты чиновника с работниками музейного комплекса, включая и музейную деву. В итоге, чиновнику пришлось признать, что его установки ложны и что музейщикам можно доверить коммерческое хозяйствование в усадьбе по их вкусу, а не по рецептам прозападнического менеджмента.
Так в фильме победила национальная социально-экономическая концепция, как бы изничтоженная в 1917 году. А чиновник из лагеря западников переметнулся в лагерь славянофилов.
Если это не социальная тематика в кино, то что же тогда такое социальная тематика в кино?
И не будем забывать, что это комедия.

2.
Музейщица - настоящая девушка тургеневского типа. Бережёт свою бессмертную душу. А чиновники душу беречь не могут. У них такая профессия - душу продавать. Поэтому нас передёргивает от вида чиновника в храме. Особенно атеистам такое зрелище тяжело даётся. Ну вот вспомните, как Путин и Медведев со свечками стоят. Без тазика под рукой на это смотреть рискованно.
Чиновник-Бондарчук по-любому приполз бы к своей музейщице-Раппопорт в её убогий домик. Но приползшего в убогий домик она согласна любить любого, кто приползёт такой же убогий. А вот социально успешные женихи её пока ещё пугают, ибо между социальной успешностью и чиновничьим статусом сценарист ставит жёсткий знак равенства. Мой вывод - она кавалера в храме представила, как они венчаются. И её чуть не стошнило. Поэтому-то её реакции на его художества всегда такие спонтанные и бурные - это натуральные рвотные позывы. Стоит ли удивляться, почему музейная старая девушка замуж идти отказывается! У неё тонкий эстетический вкус, только и всего.
И вы как хотите, а это даже ещё более социальная тематика, чем изложенное в первом параграфе. Потому что российский чиновник как социальный феномен во всей своей целостности рассмотрен как феномен сугубо антиэстетический. Очень глубокий подкоп.
Tags: комедии, политика в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments