Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Легальная тьма" (Россия, 2011, реж. Кирилл Гармаш)

Группа читинских энтузиастов народной культуры и искусства недавно сняла на видео полнометражный социальный боевик околовампирской тематики "Легальная тьма".

По художественному уровню "Легальная тьма" не так уж и сильно уступает эпизоду обычного криминального телесериала современного российского ТВ, разве что запись звука пущена на самотёк. Однако не удивлюсь, если фильм возник как микс из самодеятельных видеоклипов, необходимых современным небогатым музыкантам для самораскрутки через ютьюбы интернета сего.

Вампиры в "Легальной тьме" чисто для понту, для пущей триллерности. Ни особых спецэффектов, ни разработки вампирской мифологии, - ничего такого в фильме нет. И вообще, стройность сюжета тут ни разу ни главное. Хотя... давайте разберёмся!
Сюжет как таковой, прямо скажем, не ярок и служит только внешним обрамлением бытовых зарисовок из жизни брутальных слоёв читинского общества. Концы с концами не сведены, финал тороплив и поверхностен.
И только крохотный хронологический намёк на деятельность этих самых персонажей в 1960-е годы даёт понять, что мы наблюдали приключения обжившего город клана нестареющих вампиров, где много лет не прекращается внутриклановый конфликт мизантропов с гуманистами. А началось всё, когда в Читу стали возвращатся из... Камбоджи и прочих горячих точек обугленные военными действиями ветераны, чьи подвиги советских времён до сих пор скрываются правительством.
Апокалиптическую картину гражданской войны вампиров на улицах ночной Читы прошу считать моим личным домыслом - напрямую из фильма ничего такого, пожалуй, не следует. Но других объяснений невнятного сюжета у меня всё равно нет, а в предложенной трактовке картина приобретает искомую стройность, даже если сами авторы за ней не гнались.

Очень слабая в драматургическом отношении, "Легальная тьма" способна заинтересовать тем же, чем зацепили зрителей "Криминальное чтиве" Тарантино и "Жмурки" Балабанова, - непосредственностью наблюдения за уголовниками и их противниками в быту, в ситуациях, понятных и знакомых любому законопослушному обывателю. Это не те спецназовцы со стальными нервами и чугунными лбами, из которых нынешние теледеятели вышивают могильными крестиками однообразные саги о нелёгких судьбах криминала в России. В "Легальной тьме" персонажи подловлены в те моменты своего духовного бытия, которые являются общими и для сильных, и для слабых, и для добрых, и для злых. Скажем, придумать себе далёкую, пять лет верно ждущую невесту - классика мужского аутотренинга. Уснуть под видео-порнуху - классика мужского одиночества. Трусовато признаться в готовности бежать от вооружённого противника - классика мужской самоиронии. И всё вместе - весьма подкупающая искренность.

И на эту самую искренность люди в кадре имеют право. Бросающаяся в глаза особенность - солидный возрастной состав актёров. Не мальчики, но мужи.
Уже одно это придаёт фильму некоторую стильность реализма на фоне чисто молодёжных любительских постановок.
И вот тут я добралась до главной особенности "Легальной тьмы" - ударной сюжетной линии, делающей из посредственной ролевой игры симпатичную социальную комедию.

Если персонажи-"борцы со злом" и рыскающий по Чите "вампир" харизматичны типажами, то два центральных персонажа-"уголовника" берут своё клоунским обаянием образа мыслей. Разговаривают они матом, хотя и беззлобно. Собственно, только за ними двумя по-настоящему интересно следить в "Легальной тьме", потому что прихотливая вязь их диалогов составляет отдельный сюжет, цельное и самодостаточное повествование о неприкаянных холостяках, всё ещё не имеющих прописки и постоянного заработка, но уже наживших первые возрастные болячки и комплексы. Стопроцентная звезда - сидящий на корвалоле депрессивный киллер. Мужик впал в такую глубокую депрессию, что напарник даже готов его на ком-нибудь женить. Очень разумный подход - клин клином! В общем, свои в доску парни, и зритель отождествляет себя с ними, а не с истребителями вампиров.
Если у Тарантино эффект "узнавания" сильно ограничен иноязычием персонажей-уголовников, а у Балабанова - неистребимой актёрской саморефлексией, то в фильме читинских умельцев местные актёры выдают в микрофон именно то, что умеют, и именно так, как у них потом учатся актёры "большого" кино. Так сказать, имеем из первых уст. Личное филологическое наблюдение: лексика, построение фразы, фонетика, интонирование, скорость реакции на парируемые реплики и характер чувства юмора у персонажей "Легальной тьмы" вообще ничем не отличаются от того, что я слышу в живой речи в Петербурге. Даже чем-то родным повеяло.
Tags: 2010-2019, вампиры в кино, малобюджетное кино, российское кино
Subscribe

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…