Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Re-Animator" & "Re-Animator-2". Полным-полно СПОЙЛЕРОВ, но не все возможные

"Реаниматор" (США, 1985) режиссера Стюарта Гордона и продюсера Брайана Юзны по мотивам произведения Г.Ф.Лавкрафта и его сиквел "Невеста реаниматора" режиссера Брайана Юзны (США, 1989).
Интеллектуал-социопат Герберт Уэст нашёл формулу препарата, оживляющего мёртвые ткани... органы... целые организмы.
Получились фильмы ужасов ироничного плана. В смысле, и фильмы ироничные, и ужасы такие, что трезвому лучше не смотреть.
Отличительная особенность спецэффектов человечьей требухи и прочей окровавлЕнной органики в "Реаниматорах" - смаковательная нарочитость при одновременном выпячивании их механической природы. Скажу честно, мне все эти безобразия больше всего напомнили... один из сиквелов "Челюстей" - тот, где акула высунулась из воды и зарычала. Злобно урчащий кусок грязного мутона, натянутый на пружину, больше напоминает не чудом оживлённого кота, а рычащую акулу. То есть, веришь одинаково что в одного, что в другую.
И это при том, что идея достоверности как таковая авторов заботила. Иначе откуда эти пятна пота на одежде взмокшего от трудов праведных сотрудника больничной бригады реаниматоров?

vlcsnap-2014-06-26-18h43m43s118

Это я так объяснила, почему тошнотворные спецэффекты не помешали мне лениво трескать печеньки, пока смотрела подряд двух "Реаниматоров".

РЕАНИМАТОР

Первый фильм и его сиквел объединены тремя общими персонажами и одним дополнительным (легко заменяемым).
Изначально это четверо медиков-исследователей, озабоченных проблемой управления органическими тканями. В разнице их научных целей - разница и личных темпераментов, и этических подходов. Полная картина представлена на скриншоте.

vlcsnap-2014-06-26-18h45m05s158

Слева направо:

1. Пожилой товарищ в модельном костюме с галстуком. Это обычный администратор от науки. Его привлекает всё неординарное, на чём можно заработать гранты, дотации и почётные грамоты. Однако он знает, что на одной конкретной сумасшедшей идее свет клином не сошёлся. Следовательно, никогда не станет превращать университет в балаган фанатиков со скальпелями. Словом, управление органические тканями - это замечательно, но лично он управляет университетом и скандалы ему не нужны. На скриншоте мы наблюдаем изящный, но непреклонный административный жест.

2. Пожилой товарищ в спецодежде. Это всего достигший научный авторитет с обширным сексуальным неврозом всего головного мозга. То есть, абсолютно всё у человека есть, кроме той единственной и прекрасной, которая давно избрана им, чтобы бросить весь мир к её ногам. Даже если она свои ноги уже вверила заботам другого мужчины. Чудесные ноги, замечательные, весьма органические... управлять бы и управлять ими! На скриншоте мы застали его углубившимся в свои фантазии.
А ведь ничего из себя мужчина, колоритный. Многие женщины доверили бы такому любое количество своих ног, хоть две.

vlcsnap-2014-06-26-18h44m57s97 vlcsnap-2014-06-26-19h50m17s122

3. Молодой товарищ в спецодежде. Дэн Кейн усерден в исследованиях, пусть и не способен на гениальные озарения. Добр, нравственен, моногамен, имеет все задатки комсомольского активиста. Всегда хочет сделать, как лучше. А получается, как всегда. Органическим тканям он тоже желает всего самого лучшего. Поэтому органическим тканям лучше держаться от него подальше! В какие фантазии углубился его профессор, парень по наивности не догадывается. А вот отколовшегося от собеседников сокурсника он подспудно, на уровне первичных социальных инстинктов, готов вовлечь в семью, в коллектив, в работу. Как раз сейчас обдумывает, как подступиться.

4. Молодой товарищ в похоронном костюме с галстуком. Это фанатик со скальпелем Герберт Уэст. Живые люди ему неприятны, хочется общения только с оживлёнными. К счастью, он не секс-маньяк, а даже наоборот, принципиальный асексуал. Отвернулся, набычился. Скриншот не врёт - персонаж такой и есть.

Пожилые скажут своё слово, однако основное внимание рассказчика сосредоточено на молодых персонажах.
Давайте-ка и мы на них внимательно посмотрим.

vlcsnap-2014-06-26-18h56m29s100 vlcsnap-2014-06-26-19h17m16s28

Чем не Фауст с Мефистофелем? Вечно хочет зла и вечно совершает благо... Нет, это не про них, но ребята стараются. Хотя постоянно путают последовательность - что желать, а что совершать.
У их Маргариты, наверное, сегодня был тяжёлый день.

vlcsnap-2014-06-26-19h17m51s115

Да уж, дела у молодёжи идут ни шатко ни валко. Тут оживят, там дубинкой отходят. Органические ткани пока ещё не объединились в профсоюз жертв зловещих экспериментов, но дело к тому идёт.

vlcsnap-2014-06-26-19h38m12s27 vlcsnap-2014-06-26-19h33m35s85

Хотя сюжет брал разгон в проверенной временем формуле искушения возгордившегося Фауста коварным Мефистофелем, научное сотрудничество Дэна и Герберта претерпит существенную мутацию. Возможно, впервые в жизни у Герберта появился ...нет, не друг, конечно. Скажем, наперсник. Слушатель бредней. Свидетель величия. Некто, в ком Герберт ощутил потребность, когда распробовал преимущества.
Не скажу, что с трудом налаживающиеся взаимоотношения "комсомольца" и "социопата" заставили сверкать всеми гранями таланты сценаристов, но вот этот кадр, на мой вкус, весьма трогателен.

vlcsnap-2014-06-26-19h39m47s229

Впрочем, вся тяжесть актёрского труда взвалена на плечи Джеффри Комбса, исполнившего роль Герберта. Если Брюс Эббот и видел какую-то личную актёрскую сверхзадачу в создании образа Дэна, то тщательно это скрыл. Поэтому без Комбса "Реаниматор" немыслим, а Эббот легко может быть заменён на любого худощавого смазливого парня из телесериалов. [UPD: в комментах выдвинута перспективная идея замены Брюса Эббота на молодого Олега Меньшикова]

vlcsnap-2011-11-20-17h07m56s213

Каким шоком стало для Герберта осознание, что даже если он и всемогущий Мефистофель, над ним всё равно есть некто, кто всегда будет именно НАД! Идея богоборчества в "Реаниматоре" подана на уровне личных отношений, то есть деликатно и доходчиво. В сиквеле богоборчество обернётся пафосным монологом.

vlcsnap-2011-11-20-17h37m24s224

Тем временем, последовала, - вероятно единственная в мировом кинематографе, - сцена попытки надругательства мёртвого мужского тела над вожделенной женщиной посредством собственной отрезанной головы. Ну вот примерно так он ей сам себя доверчиво протягивал:

vlcsnap-2014-06-26-20h12m58s162

Надо же, какие забавные эротические фантазии случаются у людей. Наверное, актриса предупредила партнёра, чтоб он не слишком усердно размахивал языком, а то она захихикает и испортит дубль.

Меж тем, комедийный по сути фильм внезапно превратился в адово побоище. И это не гипербола, а констатация усилий художника-декоратора и команды осветителей. В небольшом помещении больничного морга они умудрились воспроизвести почти каноническую картину шествия демонических пришельцев из По_Ту_Сторону в наш уютно обустроенный мир, да ещё и щупальцам чудовищ место нашлось. Затолкать этих тварей обратно - работка не для слабонервных! Правда, Герберт?

vlcsnap-2014-06-26-20h22m49s181 vlcsnap-2014-06-26-20h23m31s97

vlcsnap-2014-06-26-20h22m18s135 vlcsnap-2011-11-20-18h06m56s35

Поскольку я не великий знаток жанра, не могу судить, является ли введение таких макабрических эпизодов обязательным признаком стиля Брайана Юзны. Но то, что эпизод битвы с ожившими мертвецами поставлен именно в макабрическом ключе, а не как набор стандартных "мясных" спаррингов, сомнений не вызывает.
И это очень хорошо согласуется с ведущей ролью Герберта Уэста как персонажа. Раз уж все эти монстры порождены только его фантазией, его энергией.
Каких монстров придумал бы и выпустил в мир "простой парень" Дэн? Толпу безмозглых одинаковых увальней-зомби.
Монстры Герберта вычурны и стильны, как вычурен и стилен он сам.

НЕВЕСТА РЕАНИМАТОРА

"Невеста реаниматора" - парафраз "Невесты Франкенштейна", что ясно уже из названия.
Казалось бы, воля Дэна окончательно порабощена силой личности Герберта. Но даря другу игрушку - идеальную женщину его мечты, почти целую, - Герберт не учёл возможности чисто хомячкового бунта. Ведь хомячкам нужны нормальные хомячихи, а не идеальные конструкторы женской плоти.

vlcsnap-2011-11-20-19h41m59s212

Как это и раньше бывало, Герберт попал в ловушку собственных представлений о красоте и желанности. Но если в первом фильме Герберт прозревал холодную красоту чистой науки и мощь интеллектуальных наслаждений, то теперь попытался поделиться с человечеством в лице Дэна своими рецептами наслаждений эстетических, а в этой области единства мнений, как известно, не существует.

Или мне такой видеофайл попался, или "Невеста реаниматора" действительно резко отличается от предыдущего фильма кислотной яркостью цветовой палитры.

vlcsnap-2011-11-20-19h50m17s83 vlcsnap-2011-11-20-19h49m04s108

vlcsnap-2011-11-20-19h52m36s189 vlcsnap-2011-11-20-19h46m41s228

Увы, кроме пары-тройки красивых картинок ничего привлекательного для меня в сиквеле не нашлось. Мотивация персонажей порой нулевая, даже смехотворная. Герберт Уэст не растерял свой демонический шарм только благодаря усилиям актёра Комбса.
Плюнув на всё, Брайан Юзна организовал новое пришествие адских демонов. Но клоунские выходки одного из них свели на нет весь эффект.
Не макабрично. Да ещё эти кислотные оттенки в кадре! Один-единственный скриншот подобрала, имеющий приличествующую случаю цветовую гамму.

vlcsnap-2011-11-20-19h54m10s112

Зато актриса, сыгравшая собственно "невесту", прекрасна. Оцените этот взгляд Твари на Творца.

vlcsnap-2011-11-20-19h47m53s169
Tags: 1980-1989, зомби в кино, комедии черные, сша кино 1980-х, хорроры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments