Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Капканы, капканы, капканчики" Хитиловой - и Альмодовар

Капканы, капканы, капканчики. Чехия, 1998. Реж. Вера Хитилова.
Фильм не только не войдёт в число моих любимых, но и просто хранить его в коллекции не захотелось (хотя хранить буду, всё ж Хитилова).
Трагедийная по сути история круговорота мести кастрированных мужчин изнасилованной ими женщине подана как сатирическая или даже юмористическая байка. 
Режиссёрская манера Хитиловой (она же соавтор сценария) узнаваема только в отдельных сценах, вызывая смутные воспоминания и о "Мы едим плоды деревьев райских" (1969), и о "Копытом туда, копытом сюда" (1988). 
В большей степени увиденное ассоциируется с Альмодоваром. 
Во-первых, круги общения случайно столкнувшихся людей накладываются друг на друга методом "рояля в кустах" самым неожиданным образом, и в итоге все от всех зависят и все всем по мере возможности гадят. 
Во-вторых, традиционная для Хитиловой тема повальной "доступности" и нимфоманства перекликается с распутством альмодоварских персонажей. 
Кардинальное отличие от творений Альмодовара, имхо, в том, что цепь событий не ведёт к личной трагедии для каждого участника. Персонажи Хитиловой, - все, кроме главной героини, - не имея ничего общего с испанским страстным "всё или ничего", остаются обывательски сыты и благополучны. Жених героини алчет внезапных выгод из её унижения, насильник так и не осознаёт, насколько он омерзителен, и даже лишённый "мужской гордости" типичный плейбой пытается в итоге устроиться посытнее. Впрочем, последний - циничный "идеолог" насилия - терпит почти полный жизненный крах.
Примерно то же можно сказать и о героях альмодоваровского "Дурного воспитания". Они тоже не готовы жертвовать многим ради бесценного малого, тоже ищут сытости, рассудительны и способны на мелкий шантаж. 
Но более всего бросается в глаза аморальная логика/мотивированность действий. Никакого раскаяния мерзавцы не испытывают, никакими благими побуждениями не руководствуются. 
Если у Ф.Абрамова в "Братьях и сёстрах" отказ в помощи в починке обуви оценивался репликой "Да русский ли ты человек?", то такого высшего суда для европейских персонажей нет, идёт ли речь об Альмодоваре или о Хитиловой. У Альмодовара была тема Жестокой Судьбы, но в "Дурном воспитании" тема эта обернулась мерзейшим фарсом.
Жаль, что вопрос, заданный героиней Абрамова, не находит ответа у нынешних отечественных кудесников кассовых сборов.
Tags: 1990-1999, криминала будни нелегки
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Графический хоррор "Кортни Крамрин. Ночные твари"

    Гордо реял злобный вирус над седой равниной Балтийского моря. Но успевшей ещё раньше разумно накупить множество всяких комиксов было чем себя занять…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Графический хоррор "Кортни Крамрин. Ночные твари"

    Гордо реял злобный вирус над седой равниной Балтийского моря. Но успевшей ещё раньше разумно накупить множество всяких комиксов было чем себя занять…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…