Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Immortal (Ad vitam) by Enki Bilal

"Бессмертные: война миров" Энки Билала (Франция и др., 2004).
Один из тех фильмов, дежурно ознакомиться с которым - вопрос самоуважения для всякого современного киномана. Понравится, не понравится - в любом случае, поучительный зрительский опыт.
2095 год. За последние несколько лет зловещая корпорация по производству синтетических органов "Евгеника" сделала человечество бессмертными... уродами. Никто не умирает, никто не рожает, любая живая плоть постепенно становится всё большей редкостью. Если за семь дней обречённый древний бог, создавший когда-то всех этих мутантов, не найдёт средство оплодотворить уникальную, полностью здоровую женщину, его шансы на реинкарнацию выйдут в минус.

Фильм сочетает живых актёров с персонажами компьютерной генерации. Не собираюсь умножать число аматорских рецензий трюизмами о мрачной атмосферности и холодной технофантазии. Обычные скриншоты сделают это лучше меня.







Для усиления занимательности в сюжет вставлено стенобегающее, водоплавающее, кровожадное чудовище Даяк, вот такое красивое...



...идущий по кровавому следу инспектор нуарного типа, с кожаной нашлёпкой на изуродованном лице...



...а также учёная лесбиянка. Но её сюжетную линию, видимо, сильно сократили при монтаже. Я ждала, когда же учёная дама побежит по городу, рассказывая встречным-поперечным, что главная героиня беременна, но тему замяли.
Ещё есть небывало загадочная безликая личность Джон - личный гуру и телохранитель главной героини в потусторонних измерениях. Когда зритель решает, что понял, кто такой Джон, авторы подбрасывают хворост в костёр догадок, а потом одной репликой усаживают зрителя в лужу.

Бла-бла-бла о "Бессмертных" можно много и во все стороны сразу. Поэтому в центре данного поста только дефектный любовный треугольник "Бессмертных" в свете тега "умыкание в кино".

Итак, дано:
Из ниоткуда прямо в центр сюжета падает слегка заторможенная синюшная девица Джил с паранормальными способностями и полной потерей памяти.
Техно-Мальвина? Нет, вообще инопланетянка. Мальвина любовный треугольник не допустила бы. Всё лучшее Артемону, Пьеро же обойдётся сублимациями в Искусстве.
А вот героиня "Бессмертных" ещё не научилась быть практичной. Она дезориентирована и пока не умеет говорить "нет" так, чтобы ей поверили.



Синюшная дева Джил магнитом влечёт к себе двух претендентов.
Один претендент - обычный человек по имени Никопол.



Никопол феминизирован и лапочка-зайчик, но масштаб его социальных претензий, включая претензии на обустройство личной жизни, сужен до нуля. Всё потому что он одноногий инвалид в бегах. То есть, ещё он великий поэт и духовный лидер местной революции, но это заочно, потому что стихи успешно живут отдельной от автора жизнью, а в самом авторе давно никто не нуждается.
Ни жилья, ни документов, ни заработка... Никопол тоже только что свалился в сюжет из ниоткуда, и тайная полиция бегает за ним с оружием наперевес.
В общем, парню как бы не до баб.



С другой стороны, лучший и классический вариант в ситуации Никопола - баба с пропиской. Да такая, чтоб даже не задала вопрос "К тебе или ко мне?", а сразу повела на свою территорию.



Второй претендент, древнеегипетский бог Гор, воплощает собою основные черты патриархальной брачной политики.
Его интересует одна, особо избранная женщина, которая станет матерью его потомка. В остальном равнодушный к идеям гуманизма, такую женщину Гор готов холить и лелеять.
В средствах зачать вожделенное дитя божество совершенно не стесняется, - тут и гипноз, и физическое принуждение. Прямо в самом фильме дискутируется тема изнасилования.



Синюшную красавицу Гор умыкнул несколько раз в её собственном гостиничном номере. Но гордая дева отвергала его всякий раз, а божественное дитя может быть зачато только в божественной гармонии, без писков и визгов возмущённой жертвы. Гор альфа-самец там, где помогает применение силы. Но в вопросах свободы воли альфа-самцовость не действует. Бог в затруднении.

Пикантность сюжета в том, что сам по себе Гор зачать дитя с какой бы то ни было женщиной никак не может. Ему требуется очень здоровое и вполне живое мужское тело-посредник, куда Гор сможет без спросу вселиться, управляя волей захваченной марионетки.
Марионеткой Гора и стал бомж Никопол с непрокуренными лёгкими. Вот так примерно Гор просвечивает сквозь Никопола, когда авторы хотят, чтобы зрители точно понимали, который из мужских персонажей тянет руки к героине.



Собственно, положение Никопола таково, что на сексуальные приключения он пригоден только в случаях волшебного божественного вмешательства, а так ему железный протез ноги сильно мешает.
Никопол от сексуальной эскапады Гора не в восторге. Уголовщина же! Он и так из тюряги сбежал. А Гору всё нипочём, только посмеивается.



(Если вы не видели фильм) Умоляю, не подумайте, что это комедия! Ничего подобного! Торжественное, меланхолическое произведение, без суеты и пестроты, с убийствами. Про невинную деву с регулярной потерей памяти, не понимающую, что с ней делают.
Одна большая техно-эротическая фантазия.
Или эротико-техническая...
Дяденька, тебе чего?



Жаль, тема умыкания в "Бессмертных" получила своё логическое, а не эротическое развитие. Причём развитие в рамках чисто мужского взгляда на психологию умыкания.
Если из соображений любви и чадолюбия некую женщину умыкнул один мужчина и свои действия расценивает как вынужденные и оправданные, то ничто не мешает так поступить с этой женщиной и другому мужчине, не правда ли? Вправе ли конкурент оспаривать чистоту его побуждений?
Вот так проблема!



В обычной "умыкательной" схеме сюжетостроения зрителя принуждают сформировать то или иное отношение к поведению подвергшейся насилию женщины и следить за её духовными мутациями. Мужчину представляют либо маньяком, либо (много реже) добросовестно заблуждающимся ангелом/дураком. Крайне редко маньяка и ангела умелые сценаристы умудряются совместить в одном персонаже, как это удалось креаторам "Банды Гриссомов" Олдрича и "Самой красивой жены" Дамиани.
В "Бессмертных" два умыкателя встретились лицом к лицу. Один из них брутальный маньяк во имя патриархальных ценностей, а другой - тот самый ангел, который не нашёл средств противостоять маньяку и... умело воспользовался случаем. Ну, не дурак, да.



И подумать только, как быстро совпали их интересы! Ангелу Никополу как бы и стыдно Джил обижать, но в целом ему нечего противопоставить маньяку. Свою долю интереса в умыкании имеет каждый.
В результате, центром коллизии становятся внутренние переживания и невольный дружеско-родственный союз двух мужчин, одновременно и насильно женившихся на одной женщине. Гарем-тандем в мужском исполнении.



Чтобы не перегружать сюжет коллизиями, сценаристы ослабили манифестативный потенциал женского образа. Хотя Джил (ещё бы!) удивлена происходящим, но активно не протестует. Она не смогла и не захотела сбежать ни от того, ни от другого мужа. И вообще ждёт скорее извинений, чем компенсаций и свободы. Посмотрите только, какую готовность к обсуждению девушка демонстрирует наклоном головы, пусть и пытаясь с помощью лилипутского пистолетика примерить на себя "позицию силы".



Гражданская отдельность эту гериню не заботит. Она нравится обоим своим мужчинам настолько, чтобы не искали других женщин. И она родила каждому по ребёнку. Это подлинно брачные отношения, сомнений нет.
Единственное, Джил никогда не знает, с кем именно сейчас занята супружескими обязанностями, потому что отличить управляемого Никопола-марионетку от просто Никопола не умеет. Вот редкий случай, когда фразу "в постели он бог" женщина имеет право произнести и с восклицательной, и с вопросительной интонацией одновременно.
Зато мы, зрители, заняв стратегическое обзорное место у экрана, легко можем вычислить Никопола-подделку по напряжённо изогнутому позвоночнику. Конкретно сейчас он в постели бог.



Авторы не тянут кота за хвост. Зритель быстро осознаёт, что проблема этого диковинного тройственного союза в том, как мужья поделят права на жену, а не в том, как им удержать её подле себя.
Ей-то беспокоиться вообще не о чем. Знай себе спи-отдыхай, пока мужья выясняют отношения.



Спи-отдыхай? Ну уж нет! Манифестативный потенциал женского образа тут же воспрял духом и выдал: нате вам!
Понятно, Джил могла бы стравить мужиков друг с другом и полюбоваться на результат. Но она предпочла действовать практично. Выбрала одного. Решительно. Вот этого. Не того.



Лишний муж самоустранился. Да, третий всегда должен уйти, а значит... из двух оставшихся никто не лишний.
Коллизия с выбывшим умыкателем решена безэмоционально и весьма эпично - развернулся и ушёл. И это не печаль-тоска для нас, потому что третий изначально и был лишним, нахлебником и паразитом на расцветающей подлинно человеческой любви.
Ура! к финалу фильм подошёл в полной сюжетной гармонии.
Оставшийся муж получил небольшой предупредительный пендель от пасынка, чтоб не зазнавался. Зато семья приобрела все черты традиционности - один социально ответственный муж, одна социально ответственная жена и, разумеется, дети.
Симпатичные, здоровенькие, синюшные детки.

Tags: 2000-2009, умыкание в кино, фэнтези
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Хозяйка, жрать тащи, котёночек проснулся!

    Всё-таки удалось сконцентрироваться настолько, чтобы глянуть одним глазком пару-тройку фильмов. А то всё сериалы да сериалы. В "Сверхъестественном"…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Хозяйка, жрать тащи, котёночек проснулся!

    Всё-таки удалось сконцентрироваться настолько, чтобы глянуть одним глазком пару-тройку фильмов. А то всё сериалы да сериалы. В "Сверхъестественном"…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…