Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Керосиновые лампы. ЧССР, 1971. Реж. Юрай Герц

Керосиновые лампы: Драма, экранизация романа Ярослава Гавличека. ЧССР, 1971. Реж. Юрай Герц. Оператор Додо Шимончич ("Полевые лилии"). В ролях: Ива Янжурова (Штепа), Петр Чепко (Павел).
1900 год. Незамужней Штепе уже 30 лет, а она всё жеманится и хихикает как юная барышня. Её причудливые шляпки и немалое приданое - предмет пересудов и насмешек в их маленьком городишке.
Кузен Штепы, офицер австрийской армии Павел - прославленный гуляка, развратитель служанок, растратчик отцовского состояния, соперник брата. Он вернулся в отчий дом, и ему нужна богатая невеста.
Нескоро сказанная сказка обернулась для Штепы полным крахом: в брачную ночь молодой супруг... отвернулся и уснул. Не настолько Штепа была невинна, чтобы считать супружескую жизнь с Павлом идеальной без общей постели. И вот Павел потерял способность ходить не хромая. А вскоре дали знать о себе прочие последствия прогрессирующего мужниного сифилиса - слабоумие и агрессивность, и Павел стал просто опасен для домочадцев.
Образ внешне легкомысленной женщины, неожиданно для всех стойко выносящей неудачный брак или иные жизненные невзгоды, - один из редких гостей мировой кинодрамы. Вивьен Ли - Скарлет О'Хара, Ольга Остроумова - "любовь земная" Маня... ни одна из них не отличалась хрупкостью и ранимостью. Простенькая мудрость Наташи Ростовой не испытывалась прямыми угрозами побоев и смерти.
Штепа, с её предвосхищением комплекса Барби, прожила свою бытовую трагедию не быстрее и не проще, чем классические героини. Она хотела получить идеальный брак. Идеальный брак не удался. Но остались мечта о любви и готовность любовью делиться.
Да, "Керосиновые лампы" - не хроника разочарований. Светлая, нежная душа Штепы выдержала все испытания. И пусть она лишилась иллюзий и так и осталась старой девой, - но то главное, что питало её надежды, осталось всё так же разлито в воздухе и впечатано в мудрую женскую душу. Ускользнувшее счастье, которое лишь одной Штепе из всех персонажей "Керосиновых ламп" было дано проводить глазами.
Во время просмотра птицей мелькнула ассоциация с экранизацией пьесы Федерико Гарсии Лорки "Ерма" (если ни с чем не путаю, Венгрия-ФРГ, 1984, реж. Имре Гьонгьосси и Барна Кабай). Замужняя бездетная женщина почти что сходит с ума от желания родить хоть одного ребёнка. Проблема только в бесплодии мужа, но решить проблему "загулом налево" Ерма не может, потому что примерная католичка и вообще "не такая".
Сходство "Ермы" с "Керосиновыми лампами" ничтожно, в том числе по накалу страстей. Но и тут, и там - женщина, связанная собственными представлениями о "правильном" женском счастье, добровольно прикованная к бесплодному во всех смыслах мужчине, лишённая возможности реализовать свой природный инстинкт материнства. Оба фильма представляют мужской угол зрения - режиссёры-мужчины экранизировали литературные произведения писателей-мужчин. Пытаюсь вспомнить какой-нибудь "женский" фильм о добровольном служении разочаровавшему мужу... наверное, есть и "женские" фильмы?
</font>
Tags: 1970-1979, мелодрамы
Subscribe

  • Об эмоциональных аспектах современной российской ютуб-журналистики

    Вступив в партию невключающих телевизор, рано или поздно примыкаешь и к партии смотрящих публицистический Ютуб. Когда собственные ютуб-каналы…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments