Мелкий шляхтич Каспер Восиньский овдовел после нескольких лет неудачного брака с красавицей Мариной. Ненависть Каспара к жене была столь же сильна, сколь и любовь.
Расстались они не по-доброму. Каспер побил Марину, обозвал сукой и отбыл на партизанский фронт польского антироссийского восстания 1830-1831 гг. Пока муж воевал, женушка его, оставленная на попечение деверя и имевшая репутацию блудницы и колдуньи, скончалась вследствие неудачно сделанного подпольного аборта. Умирала она без распятия, но с волчьей лапой как талисманом. И обещала, что ещё отыщет муженька.
Хоронили Марину без ксёндза... Старший брат Матеуш велел Касперу пробить грудь покойницы осиновым колом. Вдовец не смог, за него это сделал брат, и некому было помешать такому надругательству над неотпетым трупом.
Бросив отчий дом и став управляющим в имении графа Людвика из Росоловиц, Каспер не нашёл покоя.
Графиня Юлия почти как две капли воды похожа на покойную Марину, столь же развратна, дерзка и не скрывает своих шашней с гусаром Отто.
Свалившая Каспера с ног болотная лихорадка сопровождается явлениями призрака Марины.
А вокруг Росоловиц кружит огромная волчица, вселяя ужас в местных обитателей...
Каспер упрямо отказывает проштрафившейся жене в заупокойной молитве и поэтому не может избавиться от привидения. Он мажет при каждом выстреле и поэтому не может избавиться от волчицы. Он дико ревнует к Отто и поэтому не может избавиться от вожделения к графине.
В общем, он ничего не может, он неудачник, потому что действует по рецептам шляхетской местечковой гордыни. Но он упрямый неудачник с идеями. А значит, потусторонним силам не так-то легко будет свести его с ума.
Параллельно с мистическим сюжетом развивается ещё один сюжет, многогранный и качественно проработанный. Свою вендетту с привидением-волчицей-графиней польский офицер запаса Восиньский начал как муж-рогоносец, а закончил как патриот-террорист.
В этом движении сюжета просматривается знаковое для польской шляхетской культуры явление - постепенное избавление от характерных для 18 века замашек задир-единоличников. На дворе заканчивается первая треть 19 века, романтические иллюзии в прошлом. Полякам пришла пора быть "как все" европейцы. Неуступчивость, заносчивость и перфекционизм переместились туда, где им самое место - в сферу политических программ. А в межличностных отношениях настало время прагматизма и уступок. Так, граф терпит бисексуальность и злой язык графини.
Сменив консервативный национальный кафтан на космополитичный сюртук с лацканами и шейный платок...
...Каспер тоже вливается в русло общих тенденций.
В мире новых ценностей он пока чужак и приспособленец, но ему удалось удачно совместить свой сугубо личный конфликт с покойницей с общественно значимым актом политической борьбы.
И напрасно графиня думала, что между нею и управляющим идёт забавная, хоть и опасная, эротическая игра. Игры кончились, отныне каждый поляк стал политиком, мыслящим масштабами национальных интересов.
Российский офицер Отто фон Фюрстенберг - человек очевидно не русского этнического происхождения, и под его началом немецкоязычные вояки. Мало того, что своевольная Юлия бесчестит отчизну с русским гусаром, так он ещё и немец! Двойное преступление, если учесть роль России и Пруссии в разделах Польши.
Так что готовящаяся расправа Каспера с волчицей - последний жест уходящей "рыцарской" эпохи, последний подвиг слепого суеверия и безрассудства напоказ, но и первая демонстрация холодного, рассчётливого зарабатывания политических баллов. Вылазка не против блудницы-изменщицы, а против коллаборационистки. И ничего личного!
Меж тем, сказочно-фольклорная составляющая выдержана до последнего кадра, и даже самый равнодушный к язвам польской истории кинозритель получит полную порцию положенного ему удовольствия от просмотра.
Зловещие пейзажи, фантастические видения, нагнетание истерии и секс, - всё как надо. Фильм из тех, что запрещены детям до 16, имейте в виду.
Есть и необходимая толика визуальных извращений.
Нательный крестик, стоит ему появиться в кадре, оказывается одним из самых мерзких и угрожающих атрибутов религиозного фанатизма, какой только можно представить. Вот он - на волосатой мужской груди и со свежей кровью на терновом венце Спасителя.
Бе.
Шикарная визуальная доминанта - неправильный прикус актрисы Ивоны Бельской (уж не знаю, натуральный ли). Открываемая в улыбке верхняя десна не мешает женщине оставаться хорошенькой, но придаёт чертовски зловещий вид. Скриншотов с женским оскалом масса, но я била себя по рукам, поэтому вот только три наиболее характерных. Волчица.
И что плохого она сделала? Всего лишь доверилась любимому мужчине.
Ах да! Если не опознали, звучащая в фильме цитата из Евангелия - от Матфея 12:43-45.
У фильма есть сиквел - "Возвращение волчицы" Марека Пестрака (1990 г.). Но я его не смотрела, (upd: а в комментах его низко ставят).