Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Волчица / Wilczyca (Польша, 1982, премьера 1983, реж. Marek Piestrak)

"Волчица" Марека Пестрака по сценарию Ежи Гералтовского сочетает брутальную составляющую фольклорных страшилок с изысканным духом прозы Эдгара Аллана По.



Мелкий шляхтич Каспер Восиньский овдовел после нескольких лет неудачного брака с красавицей Мариной. Ненависть Каспара к жене была столь же сильна, сколь и любовь.
Расстались они не по-доброму. Каспер побил Марину, обозвал сукой и отбыл на партизанский фронт польского антироссийского восстания 1830-1831 гг. Пока муж воевал, женушка его, оставленная на попечение деверя и имевшая репутацию блудницы и колдуньи, скончалась вследствие неудачно сделанного подпольного аборта. Умирала она без распятия, но с волчьей лапой как талисманом. И обещала, что ещё отыщет муженька.
Хоронили Марину без ксёндза... Старший брат Матеуш велел Касперу пробить грудь покойницы осиновым колом. Вдовец не смог, за него это сделал брат, и некому было помешать такому надругательству над неотпетым трупом.



Бросив отчий дом и став управляющим в имении графа Людвика из Росоловиц, Каспер не нашёл покоя.
Графиня Юлия почти как две капли воды похожа на покойную Марину, столь же развратна, дерзка и не скрывает своих шашней с гусаром Отто.
Свалившая Каспера с ног болотная лихорадка сопровождается явлениями призрака Марины.
А вокруг Росоловиц кружит огромная волчица, вселяя ужас в местных обитателей...

Каспер упрямо отказывает проштрафившейся жене в заупокойной молитве и поэтому не может избавиться от привидения. Он мажет при каждом выстреле и поэтому не может избавиться от волчицы. Он дико ревнует к Отто и поэтому не может избавиться от вожделения к графине.
В общем, он ничего не может, он неудачник, потому что действует по рецептам шляхетской местечковой гордыни. Но он упрямый неудачник с идеями. А значит, потусторонним силам не так-то легко будет свести его с ума.

Параллельно с мистическим сюжетом развивается ещё один сюжет, многогранный и качественно проработанный. Свою вендетту с привидением-волчицей-графиней польский офицер запаса Восиньский начал как муж-рогоносец, а закончил как патриот-террорист.
В этом движении сюжета просматривается знаковое для польской шляхетской культуры явление - постепенное избавление от характерных для 18 века замашек задир-единоличников. На дворе заканчивается первая треть 19 века, романтические иллюзии в прошлом. Полякам пришла пора быть "как все" европейцы. Неуступчивость, заносчивость и перфекционизм переместились туда, где им самое место - в сферу политических программ. А в межличностных отношениях настало время прагматизма и уступок. Так, граф терпит бисексуальность и злой язык графини.



Сменив консервативный национальный кафтан на космополитичный сюртук с лацканами и шейный платок...



...Каспер тоже вливается в русло общих тенденций.
В мире новых ценностей он пока чужак и приспособленец, но ему удалось удачно совместить свой сугубо личный конфликт с покойницей с общественно значимым актом политической борьбы.
И напрасно графиня думала, что между нею и управляющим идёт забавная, хоть и опасная, эротическая игра. Игры кончились, отныне каждый поляк стал политиком, мыслящим масштабами национальных интересов.
Российский офицер Отто фон Фюрстенберг - человек очевидно не русского этнического происхождения, и под его началом немецкоязычные вояки. Мало того, что своевольная Юлия бесчестит отчизну с русским гусаром, так он ещё и немец! Двойное преступление, если учесть роль России и Пруссии в разделах Польши.
Так что готовящаяся расправа Каспера с волчицей - последний жест уходящей "рыцарской" эпохи, последний подвиг слепого суеверия и безрассудства напоказ, но и первая демонстрация холодного, рассчётливого зарабатывания политических баллов. Вылазка не против блудницы-изменщицы, а против коллаборационистки. И ничего личного!







Меж тем, сказочно-фольклорная составляющая выдержана до последнего кадра, и даже самый равнодушный к язвам польской истории кинозритель получит полную порцию положенного ему удовольствия от просмотра.
Зловещие пейзажи, фантастические видения, нагнетание истерии и секс, - всё как надо. Фильм из тех, что запрещены детям до 16, имейте в виду.







Есть и необходимая толика визуальных извращений.
Нательный крестик, стоит ему появиться в кадре, оказывается одним из самых мерзких и угрожающих атрибутов религиозного фанатизма, какой только можно представить. Вот он - на волосатой мужской груди и со свежей кровью на терновом венце Спасителя.
Бе.



Шикарная визуальная доминанта - неправильный прикус актрисы Ивоны Бельской (уж не знаю, натуральный ли). Открываемая в улыбке верхняя десна не мешает женщине оставаться хорошенькой, но придаёт чертовски зловещий вид. Скриншотов с женским оскалом масса, но я била себя по рукам, поэтому вот только три наиболее характерных. Волчица.
И что плохого она сделала? Всего лишь доверилась любимому мужчине.







Ах да! Если не опознали, звучащая в фильме цитата из Евангелия - от Матфея 12:43-45.

У фильма есть сиквел - "Возвращение волчицы" Марека Пестрака (1990 г.). Но я его не смотрела, (upd: а в комментах его низко ставят).
Tags: 1980-1989, костюмное кино, оборотни в кино, польское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments