Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

The Day the Earth Caught Fire by Val Guest (Великобритания, 1961)



Великая сушь грядёт, настал великий кирдык! Мало того, что вследствие одновременно прошедших ядерных испытаний США и СССР планета накренилась, так ещё и сместилась с орбиты и двинулась в сторону Солнца.
Правда, правительства ото всех всё профилактически скрывают. И правильно делают, потому что реакция населения на сводки из репродукторов совершенно непредсказуема. Особенную опасность, как обычно, представляют безбашенные битники.
Редакция уважаемой лондонской газеты последовательно и компетентно вербует информаторов прямо в их постелях, балует публику свежими мега-сенсациями и из последних сил держит оборону рубежей цивиизованности. Масс-медиа будут работать, даже когда Земля воспылает огнём, а полиция попрячется по тенистым углам!..

А вообще-то это история о том, как журналист Питер Стеннинг вырвался из тенет пьянства и моральной деградации благодаря очистительно-возвышающей силе Всепоглощающей Лю.




















"Заражение" Стивена Содерберга и без того вызывало у меня вопросы по части художественных достоинств. Теперь же, когда я посмотрела "День, когда Земля воспылала огнем" (= День, когда Земля загорелась, реж. Вэл Гест), вопросов стало ещё больше и все грустные. Почему в 1961 году Вэл Гест, телевизионный профи без фестивальных амбиций, сделал фильм, от которого остались в памяти не только естественнонаучные банальности, но и человеческие истории, а фестивальный монстр Содерберг полвека спустя снял пособие по выполнению инструкций из репродуктора, от которого у меня не осталось ничего, кроме желания выкинуть репродуктор?

Да, комбинированные и макетные съёмки иногда чересчур наивны, и невозможно не заметить, что ураганный ветер перевернул картонный автобус, а красавец Питер Стеннинг вглядывается в тревожное будущее на фоне павильонного задника.
Но смотрите, как у Геста подана сенсационная страшилка. Курьер, развозящий утренние газеты по киоскам и почтовым отделениям, дрожащей рукой отгибает обёртку верхней пачки, чтобы самому увидеть новость дня. И читает вместе с нами газетный заголовок: "Учёные считают, экватор сместился". Кошмарная весть! Но не вообще кошмар, а ещё и полуобморочное состояние конкретного мужика, чья рука сейчас в кадре и который - как и все перепуганные лондонцы - хочет знать, что ждёт его завтра. Как хотел бы это знать и каждый из нас в аналогичной ситуации.
Сочувствие кинозрителя должно быть адресным и "братским", вот какой секрет знали мастера 1960-х.



Удивительное дело, но IMDb клянётся, что роскошный тестостеронный самец, поставленный в самый центр сюжета и практически не покидающий кадр, - это не тот парень Лео МакКерн, который заявлен в заглавном титре исполнителей ролей. По правде говоря, такой подвох мне и в голову никогда не приходил. Казалось бы, так логично - кто главные персонажи, те и главные актёры постановки, те и первыми в титрах. Но сексапильного Питера Стеннинга сыграл, если верить людям, некий Edward Judd (1932-2009), для которого IMDb даже фотки не нашла. Пребываю в недоумении. Неужели этот Эдвард растлевал невинных школьниц, продался Кремлю или принял ислам, что память о его вкладе в киноискусство столь решительно предана пренебрежительному отношению? Судя по фильмографии, это был вполне востребованный актёр телесериалов в 1950-1980-е гг.

Tags: постапокалиптика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments