Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Bruiser (реж. Джордж Эндрю Ромеро, США-Канада-Франция, 2000)

"Вышибала" (я бы перевела как "Принявший вызов" или "Задира") - по форме фантастический триллер о серийном убийце, по содержанию социальная драма. В главной роли Джейсон Флеминг.



Офисная букашка Генри имел красавицу-жену, старинного друга, успешного босса и банковский счёт. А они все вчетвером имели Генри. И от этого он уже немножечко подустал. Прямо скажем, стоял на грани.









Однажды безобидный старина Генри проснулся в неудачном настроении, и своего привычного лица в зеркале не увидел. У него там вообще не было лица. Так внешняя форма наконец-то совпала с социальным содержанием: человек-никто.
Контраст внешнего и внутреннего оказался взрывоопасно глубок. Все считали, что для Генри важны красавица-жена и банковский счёт. А на самом деле он всегда хотел жену босса и плевал на деньги. С полной потерей лица парню стало нечего терять. Оставалость или убить себя... или убить тех, кто духовно убивал его.















"Вышибала" снят Джорджем Ромеро по собственному сценарию.
Ромеро не превратил своего героя в очередного недоделанного Бэтмена, и Генри решал сугубо личные проблемы внутри сугубо личного узкого круга общения, не замахиваясь на популярность среди толпы. Хотя, разумеется, дешёвая популярность сама его нашла.
Не пошёл Ромеро и по пути погружения главного героя в синдром Раскольникова. Расправившись с недоброжелателями, никакого комплекса вины Генри не нажил.
Пожалуй, здесь находят своё продолжение идеи "Прирождённых убийц" Оливера Стоуна. Фильм начинается с темы депрессивных самоубийств среди американских неудачников, а завершается самурайским походом на противников. Белая маска, вросшая в лицо главного героя, служит буквальной метафорой "потери лица", но не в американо-европейском понимании этого выражения - как состояние социальной униженности и депрессии, а в японском понимании - как побуждение сделать ответный шаг: убить себя или убить врага.

Униженная безликая тварь, в какую за несколько последних лет превратился Генри, позволила себе всё то, о чём Генри только мечтал. Ведь он не ничтожество. Он существо, насильственно лишённое индивидуальности, - посредством всех манипуляций воспитания и социализации. Если такое существо вдруг перестало быть терпимым, всепонимающим и всепрощающим с теми, кто этого не достоин, то значит социализация слишком далеко продвинулась, подменив собою собственную добрую волю какого-нибудь очередного Генри.

Но что по-настоящему цепляет, так это то, сколь сух и циничен фильм Ромеро по отношению к жертвам серийного убийцы. Не только Генри не испытывает чувства вины, но и я, как зритель, особо не переживала за неотмщённые смерти погубленных руками Генри людей.
Tags: 2000-2009, маньяки в кино, мужское бессознательное
Subscribe

  • Что-то в этом есть

    1994 год, Канны. "Золотая ветвь" проплывает мимо усов. Никита Сергеевич М. ещё не знает, что в 2016 году "Большая российская энциклопедия" (том 31)…

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Что-то в этом есть

    1994 год, Канны. "Золотая ветвь" проплывает мимо усов. Никита Сергеевич М. ещё не знает, что в 2016 году "Большая российская энциклопедия" (том 31)…

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…