Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

You Better Watch Out by Lewis Jackson (USA, 1980)

Жил-был немолодой эксцентричный холостяк Гарри, для которого личным культом стала мифология Санта Клауса...
По идее, это должен был стать маньякотриллер про спятившего поборника морали в костюме американского Деда Мороза. Но выверт идеи, который придумал Льюис Джексон (сценарист и режиссёр), достоин уважительного упоминания.



Когда Гарри был маленьким мальчиком, перед ним встала непосильная проблема.



Если Санта на картинке настоящий, то мама Гарри наставляет папе Гарри рога, много более ветвистые, чем у сантаклаусовского оленя.
Если Санта на картинке это и есть папа Гарри, то обвинения с мамы снимаются, но зато настоящего Санты не существует.
Дилемма. Маленький Гарри так и не смог её решить.

Взрослый Гарри копил у себя дома кукол, плюшевых медвежат и пластмассовых солдатиков. Одновременно он вёл некий отсчёт дней на грифельной доске (мне не удалось прочитать, что именно он там считал) и следил за соседскими ребятишками, занося их деяния в Книгу хороших детей и Книгу плохих детей.





Однажды на фабрике игрушек, где Гарри повысили было до директора производства, в канун Рождества появился дипломированный молодой специалист, и Гарри понял, что дни его карьеры сочтены.
Никакого расстройства, паники, тревоги за рабочее место! Гарри уже сшил себе красную шубку с меховой оторочкой, красные штаны, красный колпак, и накладное пузико не забыл. Ещё Гарри надел парик, усы, бороду, последний раз отрепетировал перед зеркалом сантаклаусовские манеры - и отправился с мешками подарков творить сантаклаусовские дела.
Всё бы ничего, вот только Санта Клаусом наш герой стремился быть настоящим. Ведь это же очень важно, чтобы Санта был НАСТОЯЩИМ. А настоящий Санта Клаус хорошим детям раздаёт подарки, а плохим детям...

Если выдержать (а большей частью вообще пропустить) первые неспешные 50 минут унылой психологической драмы, дальше в "Ты лучше смотри в оба" есть на что посмотреть.







Да, безусловно, Гарри совершенно спятил и стал серийным убийцей. Но не маньяком. В отличие от маньяка, Гарри чётко отличал хорошее от дурного, невинное от нигилистического. Поэтому внутреннего самоощущения палача, бичующего язвы прогнившего общества (скучного для меня как кинозрительницы), у Гарри возникнуть не могло. И вообще Гарри жаждал не крови, а всеобщей гармонии. Буквально три-четыре сорняка выполоть, и нива заколосится нежными васильками.

Для начала Гарри выразил своё неудовольствие поведением малыша Мосса Гарсии, втихаря кромсавшего ножницами журнальный постер с голой тётенькой. Мосс легко отделался - всего лишь получил мешок злых подарков. Зато страху натерпелся!





Дальше больше. Некоторые сорняки удалось вырвать с корнем, но...









...цветущая нива обернулась истинным гадюшником. Пока полиция пытала свидетелей толпами неопознаваемых Санта Клаусов...



...адепты линчевания с факелами наперевес гонялись за рыдающим Гарри по жилому кварталу, заманившему деда мороза-неудачника обманчиво приветливыми огнями.





А чего Гарри ждал? Взрослый мир чужд детского радостного умиления. Год за годом на его фабрике игрушек рабочие перебирали опостылевшие куски пластмассы, а не источники будущих детских улыбок.
Разве что в религиозных общинах ещё не разучились тупо, не рассуждающе радоваться не пойми чему в обществе не пойми кого. В обществе убийцы.



Убийца, не убийца, какая разница? Сейчас Гарри танцевал и раздавал подарки как добрый Санта. И ему очень горько от сознания, что весёлый дух Рождества, легко доступный и понятный одним людям, совершенно не доступен и не понятен другим. Даже собственный младший брат Филип год за годом отказывал Гарри в скромном желании отпраздновать Рождество без гадких подколок. Теперь, когда по телевизору объявили, что по городу ходит маньяк в костюме Санта Клауса, а братец Гарри так и не пришёл в гости, Филип с ужасом ждёт, когда же откроется истина: он брат маньяка, его дети племянники маньяка, и сам маньяк в случившемся винит его, насмешливого нигилиста Филипа.









И только дети ни за что не подводят Санту, даже если он грязный, потрёпанный и неуклюжий. Ведь в Санте персонифицируется та сторона взаимодействия ребёнка с социумом, которая оказалась постепенно утрачена с разрушением принципов так называемого религиозно-нравственного воспитания, но ничем и никем, кроме Санты, так и не возмещена. Родители одобряют или не одобряют поступки отпрысков только с точки зрения задач социализации, а значит насильно помещают самосознание ребёнка в искривлённую систему ценностей. А вот одобрение или неодобрение Санты можно заслужить только в рамках, даже неловко это набирать, духовно-этических ценностей. Улыбаясь Санте, дети с надеждой ждут его ответной улыбки, подтверждающей, что они действительно хорошие и послушные маленькие проказники. (А вообще-то он только что убил их папу).





Соответственно, самый сильный эпизод фильма - эпизод, в котором дети готовятся обронять Санту от своих собственных пап и мам. Взрослые видят потенциального убийцу, приблизившегося к их малышам. Дети же видят сурового волшебника и сами облепляют его, чтобы поблагодарить за высокую оценку их годовых достижений, выраженную в хороших подарках (недавно полученных, само собой, от родителей). Один из папаш хватается за нож, отталкивая в снег встревоженную жену, а малютка Анжелина старается отобрать у папы оружие и отдать доброму Санте... Весьма напряжённая сцена, в которой как раз и воплощается главная идея: система запретов и сдержек не должна быть личным делом каждого, а должна существовать извне, как карающее оружие в руке Санта Клауса. Буквально, то самое "мне отмщение и аз воздам". Невозможно понять, почему этим азом мнят себя какие-то Гарри мира сего. Зато отлично видно, как несчастны они, пытаясь решать непосильные задачи.





Tags: маньяки в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments