Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

La Orca. Un fim di Eriprando Visconti



До того, как прославиться ролью сурового комиссара Каттани, сломанного трагедией похищения и изнасилования дочери, Микеле Плачидо получил актёрский опыт, так сказать, по другую сторону баррикады. В "Орке" (Пленница/Косатка, Италия, 1976, реж. и соавтор сценария Эрипрандо Висконти) персонаж Микеле Плачидо, тоже Микеле, взялся охранять заложника, которого старшие товарищи похитят и потребуют выкуп. Кто ж знал, что заложником окажется студентка Алиса, - блондинка таких внешних достоинств, что Микеле слегка снесёт крышу от Всепожирающей Лю.



Хумус в своей мини-рецензии не нашёл для "Орки" ни одного тёплого слова, особенно же досталось от него актёру Плачидо. Ссылку не ставлю, ибо там спойлер немилосердный.
Как есть Хумус кормящий отец, нет веры ему в деликатных вопросах художественного исследования похищения и растления достойных девиц. Однако в общем и целом он всё-таки прав. "Орка" - фильм упущенных художественных возможностей.
Возможности упущены, но претензия на художественность заметна.
Список достоинств и недостатков у меня получился немалый, его сокращённая версия изложена ниже.

Италия времён брожения умов и распада устоев.



Алиса - северянка, а Микеле - южанин. Девушек с такой белой кожей он раньше и не видел-то, наверное, тем более на расстоянии протянутой руки. Оператор чётко выполнил поставленную задачу - показать шею заложницы в таком ракурсе, словно она одна отвечает за весь эротизм итальянской классической живописи. После двух одинаковых ракурсов шеи многообещавшие намёки на воплощение в лице Алисы ренессансных идеалов... заканчиваются, и не-тот-Висконти безжалостно ведёт историю совершенно в другом направлении.



Потомственный рыбак из Калабрии перебрался на север Италии в поисках достойного заработка. Хлебными местами для внутренних мигрантов земля итальянская не обильна, зато обильна сценаристами. В данном случае их трое, поэтому трудно судить, кто именно с такой тщательностью очистил сюжетную канву "Орки" от малейших признаков эксплуатационного кино.

Главная героиня, мягко говоря, не невинна. Её и похитили-то, когда она в мужской рубашке на голое тело шла в институт прямо из койки очередного хахаля. Рубашка без нужных вытачек, на голое тело, а стратегически важная пуговичка всё равно не застёгнута. Алиса - девушка, склонная к эротическим провокациям, но не нимфоманка, а просто нигилистка. При всей красоте и белизне девичьей шейки, на символ культуры, изнасилованной вульгарным плебсом, Алиса никак не тянет.



Похитители, однако, вообще не рассматривают Алису как подходящий объект для сексуальной эксплуатации. И руки при себе держат, и сальными шуточками не обмениваются.
Для того, чтобы это было особенно хорошо заметно зрителю, похитителя по имени Пауло делают бабником. Он живёт с чужой женой, да ещё и любовницу имеет.
На примере того же Пауло зрителю объясняют, по какой причине подход преступников к жертве не носит фривольного оттенка. Хоть и бабник, но Пауло искренне чадолюбив и весьма трепетно относится к младенцу сожительницы, а также к эмоциональному благополучию обеих дам своего сердца. То есть, предметом его забот являются жена, ребёнок и постоянная любовница. Идеальный семьянин! Ему ли предаваться гопническим забавам? Более того, именно Пауло, заподозрив в Микеле нездоровый интерес к заложнице, старается охладить пыл взбудораженного калабрийца.





Сам Микеле тоже не считает возможным запросто изнасиловать пленницу. Так низко он не пал. Ну, в сумочке её порылся, почитал адресованные ей разными мужчинами любовные письма, немедленно обозвал шлюхой... право, пустяки какие. Путём незаметных нашему глазу умозаключений Микеле пришёл к выводу, что Алиса - путеводная звезда его жизни, да и он для вольнолюбивой девочки из богатой семьи жених хоть куда. Она шлюха, а он путём женитьбы может сделать её честной женщиной.



Такой наивный идеализм мог бы заворожить. В самом деле, не пора ли развратной городской девице припасть к родникам простонародной нравственности? Однако Микеле - это не только "простой парень из народа", но ещё и парень довольно мелочный, завистливый, с небогатым воображением, не слишком умный и по-мещански ограниченный. Если бы не экономическая депрессия, он жил бы в своей Калабрии уважаемым специалистом рыбного хозяйства, плодил будущих специалистов и не тянулся к лёгким деньгам.



Но сейчас всё то, ради чего ему нужна куча денег, уже воплощает собою красотка, прикованная цепью к кровати в соседней комнате.



Красотка, которой он сполна продемонстрировал свой недалёкий ум и склонность к сварливости. Но разве такой мужчина подумает о впечатлении, которое произвёл на женщину? Пещерный синкретизм мышления позволяет ему легко манипулировать своими субъективными ощущениями как объективными фактами.
А субъективно он относится к жертве с пиететом. Микеле увидел эротический сон о путешествии на яхте, где Алиса изображала лубочную божественную деву, на которую наш герой по простоте душевной перекрестился.





В общем, он её уважает. Объективно. А раз уважает, то зла не причинит.
Этот соблазн непреодолим. Не выходя из транса глубого уважения, Микеле совершил развратные действия над спящей девушкой, и по шее от неё не получил.



Начиная с этого момента фильм стал отличным учебным пособием для криминалистов, обучающихся методам установления состава преступления в неочевидных случаях сексуального принуждения. Например, в случаях, когда женщина заведомо ожидает, что при неповиновении будет избита или убита.



Сопутствующую тему "женского" и "мужского" взгляда на проблему фильм если и не раскрыл, то неплохо обозначил.
Вот кадр, где Алиса с энтузиазмом отвечает на поцелуй.
Микеле воодушевлён, он и не рассчитывал на такой подарок. Зритель же от воодушевления и умиления избавлен зрелищем истерзанных наручниками запястий девушки. Зритель их видит, а Микеле в пылу страсти очевидных вещей не замечает, иначе десять раз бы подумал, прежде чем лезть к Алисе со своими дурацкими лобзаньями. Ей бы сейчас пластырь да мазь хорошую... а лучше наручники снять.



Сам Микеле ни в коем случае не считает себя ни насильником, ни даже хотя бы растлителем. Совесть его чиста, и планы включают женитьбу. На этом благостном моменте ухаживаний влюблённого за избранницей, полагаю, мне следует всё-таки прекратить сыпать спойлерами. И без того названием фильма авторы зачем-то ясно указали, что всё это - горькая повесть о безжалостном хищнике.







Попутно развиваются малопонятные сюжетные линии прочих похитителей. Это ведь Микеле отдыхает душой и телом возле новой знакомой, а все прочие участники организованной преступной группы крутятся-вертятся, пытаясь выманить деньги у семьи заложницы и не попасться полиции.
И если я правильно поняла, степень благополучия любого из задействованных в данной истории мужчин зависела от того, насколько мало места он оставлял в своей жизни таким склонным к предательству существам, как женщины. Ох уж эти женщины, вечно у них своё на уме!



Излишне подробное развитие данного тезиса свело на нет все усилия авторов по созданию мало-мальски стоящего художественного произведения, а занудность детективно-криминальных эпизодов убила напрочь очарование жанровых построений. Жаль, но что поделать.
Tags: умыкание в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments