Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

The Hired Hand (США, 1971, реж. Питер Фонда)

"Наемник", он же "Батрак", он же кошмарно звучащая "Рука напрокат". Как ранее отметил philip_marlow в своём посте с картинками и медитативным фрагментом фильма (27-29 минуты), ни один вариант перевода не годится, но приходится терпеть, потому что свой красивый вариант как-то не придумывается, а фильм смотреть надо.

Вестерн эпохи умирания вестерна отвечать стереотипам классической фабулы не обязан. В данном случае авторы сделали всё, чтобы в их фильме и следа не осталось от вестернов былых времён.
Оператор Вилмош Жигмонд просто снимал что-то своё, наплевав на саму идею экшена и задачи повествовательности.
"Наёмник" - созерцательный вестерн. В этом кадре ТРИ всадника.



А это просто красиво.



Лишь чуть-чуть не дожав до психоделического роуд-муви, тянется-потянется финальный аккорд истории про двух друзей, имущество которых состоит из двух лошадей, двух стволов и одежды. Сверху огромное небо, одно на двоих. И так семь лет блужданий и подённой работы.
Эти семь лет остались за кадром, а сейчас Гарри и Арч, бородатые, помятые и усталые, с долей понятного волнения следуют в дом к жене Гарри.

На пегой Гарри, на гнедой Арч. Масть лошадей - важная деталь сюжета.



Если повезёт, то - фактически брошенная семь лет назад - Ханна не вышла замуж повторно и не выгонит блудного мужа в ночь, под дождь, погибать в нужде среди нестиранных рубашек. Прибыв на место, они держат себя скромно и соглашаются пожить в сарайчике для батраков, пока Ханна принимает решение.
Внешний сюжет, таким образом, состоит в тонкостях процесса воссоединения семьи. Чтобы прислониться к родному очагу, возвратившемуся из ниоткуда мужчине приходится преодолеть некоторые внутренние комплексы. Женщине же предлагается просто рискнуть всем ради удовольствия попасть в глупое положение, когда муж всё-таки снова оседлает лошадь и засобирается прочь. У них, кстати, есть совместный ребёнок, но это можно считать несущественным, поскольку ребёнок на течение сюжета никак не повлиял.



Ребёнок на течение сюжета никак не повлиял, зато внесли свою лепту убийцы-беспредельщики, за неимением индейцев появляющиеся в сюжете как символы необоримого рока мироздания.



В таком виде "Наёмник" не стоил бы и предложения из пяти слов. Но у него есть полноценный, а не высосанный из пальца, внутренний сюжет. Он крепче, осмысленней и намного интересней. Ведь мужчин к брошенной жене приехало сразу двое...
Мужчины связаны узами нерушимой дружбы и через святое не переступят. Но Ханна не дружит ни с тем, ни с другим, да и необоримый рок мироздания своего не упустит.

Любовный треугольник в "Наёмнике" получился исключительно сложным.
Муж хочет, чтобы у него был Друг, но не хочет снова бросать Жену.
Друг хочет Жену Мужа, но не хочет оскорбить Мужа и поэтому намерен убраться прочь.
Жена хочет всех, но с Мужем приличнее, зато с Другом веселее.
При этом ни одного слова в фильме не будет произнесено на тему, чего же они все хотят на самом деле.

Итоговый расклад совпал с моими внутренними ожиданиями.
Во-первых, Гарри в первом эпизоде фильма обозначил свою отрешённость от мирской суеты - обрезал верёвку,
Тощий, сутулый и бородатый Питер Фонда в роли Гарри в смысле мужской притягательности сильно уступал Уоррену Оутсу в роли Арча.
Хотя назвать Гарри неуклюжим растяпой и отказать ему в определённой предприимчивости невозможно, своего лица у него нет.



Мудрый и хитрованистый мужичонко Арч источал витальную энергию с такой небрежностью, что признать Гарри главным героем "Наёмника" я просто не в силах.



Главный герой - Арч. Мир создан, чтобы любить, ласкать взглядом и выручать из передряг милягу Арча. В каком-то смысле, в фильме вообще всего один главный герой - зажатый условностями семьянин Гарри и его свободолюбивое альтер-эго Арч, половинчатые личности которых должны однажды слиться в одну, полноценную.
Процесс слияния болезненный, кто спорит.





На пегой лошадке, с гнедой в поводу, вернётся однажды, себе на беду... или на счастье...
Кто, Ханна, кто?



P.S.: Благодаря любезной консультации alex_kin, я теперь могу смело утверждать, что нарратив в "Наёмнике" сильно элиптичен. Только со второго раза я поняла, почему убийцы-беспредельщики вообще привязались к Гарри и Арчу. Ну, это так, напоследок реплика в сторону, когда сам пост уже окончен.
Tags: вестерны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments