Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Самая обаятельная и привлекательная из доступных культур

Советское кино примерно до середины 1970-х мало обращало внимание на вписанность персонажей в интерьеры собственных жилищ.
Понятно, сталинский кинематограф отличал только "мещанскую" квартиру с литыми спинками кроватей и фарфоровыми слониками на комодах от "рабочей" коммуналки с антидизайнерской мебелью. В кино 60-70-х иногда можно увидеть смелые хайтековские интерьеры, характеризующие своих жильцов как людей социально продвинутых, образованных, требовательных к самим себе и с хорошим вкусом.
Один из самых интересных вариантов трактовки жилого интерьера предложил Илья Авербах в "Монологе". Большая профессорская квартира в ленинградском "старом фонде" выглядит у Авербаха как пространство обжитое, но на самом деле всё ещё каждодневно обживаемое. Пространство познанное и заново познаваемое. То есть вторит самому сюжету о духовном развитии, на которое способен даже во всём состоявшийся пожилой человек.
Но такие сложные задачи, как в "Монологе", брались ставить и решать редкие режиссёры-индивидуалисты. Советский мейнстрим предпочитал, как и полагается, выражать массовое бессознательное.
СССР не назовёшь потребительским раем, но в 1980-х в этой области произошли заметные сдвиги. Нет, в магазинах мало что изменилось. А вот в квартирах... Соответственно, в 80-х в советском кино произошла любопытная вещь: бытовые, приземлённые вещи заговорили своими голосами. Они перестали быть предметами обстановки, фона. Вылезли на первый план и потребовали от зрителей отвлечься на сеансы любования.
Ни для кого не секрет - "Самая обаятельная и привлекательная" Гарольда Бежанова (Мосфильм, 1985) стала популярной комедией не только из-за остроумного, познавательного и забавного сюжета, разыгранного высококлассными актёрами. Там "выстрелила" ещё и проснувшаяся в согражданах тяга к элементарному потребительству.
Изобилие преподнесено у Бежанова как вызов, требующий не только хватательного рефлекса и платежеспособности, но и капельки мозга. Серая мышь из чертёжного бюро Надька Клюева стала выглядеть хорошо одетой барышней не потому, что избавилась от конского хвоста на голове и облачилась во всё "западное" и "фирменное", а потому что нашла в себе силы отказаться от некоторых уродливых импортных вещей, навязываемых среди прочих под видом модных новинок. Например, сколь ужасно смотрелся бы такой джемпер, если бы Надя его всё-таки купила! Этот шедевр трикотажной промышленности "под Кардена" прячет талию, делает грудь низкой, а руки по-боксёрски длинными.

vlcsnap-2012-03-23-09h23m47s228

Свободное, не ограниченное потребление тоже требует культурности. Надя культурна, дурацкий джемпер отвергла, и зрительницы хотели быть столь же умелы в мире новых возможностей, как и она.

Но это не вся потребительская фишка комедии Бежанова. Как вам этот диванчик в квартире Сусанны?

vlcsnap-2012-03-08-16h47m06s195

Клетчатое покрывало на диванчике исключительно удачно подобрано в тон к обивке.
Но красное и зелёное (или красное и голубое? честно говоря, не смогла определиться) сочетать с довольно пёстрыми оранжевыми обоями?!.. Почему же диванчик смотрится так уютно и не вызывает эстетического отторжения? Всё просто: яркое клетчатое покрывало НОВОЕ. Оно не потёрто, не помято, не - боже упаси! - выцвело. Это вещь из мира новых, свежекупленных товаров. И это уже самое настоящее ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО, в самом что ни на есть постиндустриальном смысле термина. Мир без привязанностей, без цепляния за привычное. Мир обновления, не знающего конца. Всегдашняя готовность предать хорошее в пользу лучшего.

Сусанна вообще сама по себе такая женщина, которая не потерпит ничего несвежего и помятого возле себя. Едва увидела Надю с синяком под глазом и скромно одетую, тут же принялась форматировать девчонку под свой женский потребительский стандарт.

vlcsnap-2012-03-08-16h28m59s89 vlcsnap-2012-03-08-17h23m01s241

Любопытно, что комната фарцовщика не производит впечатления уютной обжитости. Ему бы стоило попробовать пёстрые обои!
Хотя что с него взять, с развязного холостяка. Малознакомых женщин в спальню привёл в верхней одежде.

vlcsnap-2012-03-08-16h36m46s148

Если мужчина не понимает, что всегда и везде истинным услаждением его очей является сама женщина, а не обрамляющие её цветовые пятна...

vlcsnap-2012-03-08-16h39m00s218
vlcsnap-2012-03-08-16h51m02s11
vlcsnap-2012-03-08-17h11m07s16

...то сколько за голову не хватайся, проку выйдет мало.

vlcsnap-2012-03-08-17h00m59s96

Потому что есть только один надёжный мужской потребительский стандарт на все времена - женщина со счастливыми глазами.

vlcsnap-2012-03-08-17h36m38s237
Tags: 1980-1989, женское бессознательное, комедии, ромкомы, советская правда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments