Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Лептирица (СФРЮ, 1973, реж. Джордже Кадиевич) и "Свадьба соек" (СССР, 1984, реж. Евгений Гинзбург)

Когда наивный молодой провинциал желает создать семью с девушкой, которая не про его честь в отцовском дому взросла, могут случиться всякие непредвиденности.
В Сербии в таких случаях из всех тёмных углов сознания вылезают агрессивные вурдалаки, а в Грузии вступает в борьбу прыткий джигит-конкурент.

Текст об исторической и литературной основе "Бабочки" имеется на сайте "Киноклуба "Феникс". Не стану утверждать, что указанный текст мне сильно помог разобраться в личном отношении к детищу Белградского телевидения, но и то хлеб.
По-моему, как зрелище "Бабочка" ближе к народной комедии, чем к фильмам ужасов. По крайней мере, драматургия такая же бестолковая, как в комедийном мюзикле "Свадьба соек", и с таким же периодическим вкраплением возвышенно-мрачного аккорда в бесхитростные фольклорные мотивы.
В "Свадьбе соек" среди суетливых и глуповатых персонажей появился коварный и злонамеренный Ворон - изобретатель чёрной зависти, жаждущий большого личного счастья за чужой счёт. "Триста лет он был теоретически влюблён, и только теперь понял, в кого именно" - в чужую невесту. Чистая готика, а не персонаж.

Мюзикл в целом ещё будучи ребёнком восприняла как сумбур и дуракаваляние, хотя музыка нравилась, привязчивая такая, а песня тоскующей без любимого сойки-невесты "Скажи мне всё" и по сей день вызывает приятную меланхолию.







Итак, всё в целом - дурдом на выезде. Но элегантный и романтичный Ворон, вооружённый смокингом, цилиндром и томными очами, ранил мою детскую душу и был занесён в актив потреблённых образцов Высочайшего Искусства.









Да и как было не впечатлиться, если смазливый жених-сойка выглядел совсем деревянным на фоне некрасивого, но артистичного ворона?





Если в "Свадьбе соек" и есть своё визуальное очарование, то оно строится на контрасте псевдонародной вульгарности с высокой готикой.

"Бабочка" тоже смешала высокую готику с фарсом уровня театра Петрушки.





Контрасты получились слишком резкие, и только аккуратно обозначенное постоянство присутствия рядом чего-то мрачно-ужасного не позволило главным героям скатиться до уровня любительского комик-шоу.







При этом "Бабочка" - страшная сказка, потому что там на селе падёж мельников небывалый, по четыре штуки в год, а в иные и по пять. А "Свадьба соек" - просто комедия, потому что не повезло только одному Ворону.

Кстати, иногда название "Бабочки" указывают как "Моль". Кто мог запустить такую дичь в доверчивое интернет-пространство? Человеку, видевшему моль таких размеров, незачем смотреть фильмы ужасов - ужасы и так летают вокруг него.
Tags: 1970-1979, 1980-1989, вампиры в кино, грузинское кино, мюзиклы, умыкание в кино, хорроры, югославское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments