Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Перемена участи" (Одесская киностудия, 1987, реж. Кира Муратова)

Рецензия Александра Павленко

Давний филологический казус с названием фильма на украинском ТВ

В конце 80-х - начале 90-х в пространстве русскоязычного кино ещё водились Актрисы.
Про Евдокию Германову я знала, а вот Наталью Лебле увидела и услышала впервые.



Героиня Натальи Лебле смотрит прямо, но словно бы сквозь собеседника. Говорит по существу, но словно бы держит оборону словами.
Поздним вечером она убила шестью выстрелами давнего друга семьи, заглянувшего на огонёк, пока муж в отлучке.
Скромная, приветливая, смущённая. Несомненно убийца и непременно ангел. Адвокат уверен, что на суде подзащитная будет оправдана...
По костюмам и интерьерам можно предположить, что действие рассказа Моэма перенесено куда-то на задворки разваливающейся Российской Империи, год этак в 1916 или 1917. Но девушка из кишлака гладит рубашку электрическим утюгом, и этот знак современности пугает сильнее, чем предчувствие гражданской войны. Как, впрочем, и часики на запястьи убийцы в порванной блузке. Зачем на ней этот символ быстротечности и контроля?



Фильм с диалогами, изматывающими по форме, но совершенно необязательными по содержанию. Журчат и журчат. В них незачем вслушиваться, потому что и сами герои не слушают друг друга и не спешат проговаривать вслух тайны сердца. Всю правду обо всех расскажет один клочок бумажки, но и он - всего лишь слова.
Потоп слов против камня фактов. Эфемерное против прозаического. Выдуманная трагедия против невыдуманной... тоже, наверное, трагедии.
Недаром людей, говорящих много и красиво, принято опасаться. Кто знает, какие демоны сжигают их снаружи, а какие изнутри.

Tags: экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments