Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Комедианты", Греция, 1975, Реж. Тео Ангелопулос

Комедианты (Странствующие актёры) = O Thiassos. Греция, 1975. Реж. Теодорос Ангелопулос. В ролях: Алики Георгули, Вангелис Казан, Ева Котаманиду. Продолжительность 230 мин.

Я и не ждала, что почти четырёхчасовое зрелище о событиях в Греции до, во время и после Второй мировой войны - зрелище развлекательное. Так что жалобы, изложенные мною здесь http://www.kinoforum.ru/phpbb/viewtopic.php?t=10190, можно не принимать во внимание:). Зато мне удалось выложить скриншоты, пусть и гаденькие, но лично я и таким рада, за неимением лучшего. Если кто подскажет, где можно взять хорошие картинки - буду только благодарна.

Вряд ли я кого-то удивлю заявлением, что "Комедианты" - визуально изощрённое зрелище.




Съёмочная группа Ангелопулоса явно прилагала руку к раскраске домов и интерьеров. Лестничный пролёт со стенами разных цветов, неаккуратные цветные полосы на каменной кладке домов... Сразу вспоминается байка о скале, выкрашенной Параджановым в синий цвет для "Теней забытых предков" (1964г.) - это за десяток лет до "Комедиантов".

В связи с важностью колористических решений в "Комедиантах", особо отмечу сцену где солдат с вполне определённой целью приводит женщину в некое помещение, пытается нетерпеливо повалить на пол, и - встретив отпор - просто медленно раздевается догола, надеясь соблазнить её основательностью подхода, но - женщина обдаёт его волной презрения и уходит.
Когда в этой сцене зрители смотрят на женщину со стороны мужчины - интерьер решён в тёплых густых жёлтых тонах. Когда зрители смотрят на мужчину глазами женщины - он стоит посреди зелёной комнаты. 

А в сцене, где мать Электры пытается удержать-соблазнить мужа, записавшегося в ополченцы, стены комнаты вокруг кровати прямо-таки пульсируют жёлтым цветом, излучают его.

Итак, Ангелопулос явно обозначает эротическое настроение жёлтыми тонами. Поскольку традиционное цветовое решение всё-таки предполагает использование красного цвета, можно сделать вывод, что Ангелопулос связывает тайну женской притягательности с идеей домашнего уюта и тепла, ведь именно их атрибутом является жёлтый цвет.

Далее, "Комедианты" удивили меня обилием общих планов и настойчивым повторением движения групп людей по диагонали, идущей сверху вниз справа налево. Мне показалось, так подчёркивается тема бесконечного странствия: разные люди, но в одном и том же направлении, идут, идут, идут... 


Движение по той же диагонали в обратную сторону запомнилось всего раза два: когда патруль идёт навстречу грузовику с актёрами, и когда куда-то вдаль скачут радостные конники-партизаны.


Движение по другой диагонали - сверху вниз слева направо - всегда связано с какими-то особенными, этапными, поворотными событиями. Например, когда толпу арестованных гонят к месту возможного расстрела, или в открывающем и закрывающем фильм движении труппы от вокзала в город, или в момент возвращения матери домой под неодобрительным взглядом дочери, или когда труппа идёт навстречу дереву-виселице, или когда Электра входит в импровизированный морг к своему брату.


Поэтому меня так восхитила сцена с монархистами и битниками в ресторане. Кадр выстроен так, чтобы две диагонали и объединяли, и разъединяли греков.

Tags: 1970-1979, арт-кино, греческое кино, историческое кино, художники кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment