Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Une corde, un Colt (Франция-Италия, 1969, реж. Robert Hossein)

pol_ned рекомендовал обратить внимание на [спагетти]вестерн Робера Оссейна "Веревка, кольт". Дескать, он меня удивит.
Денис не соврал. Фильм, как минимум, странный.
"Веревка, кольт" выворачивает наизнанку романтический сюжет о бедных, но гордых, ввязавшихся в рукопашную с озверевшими от безнаказанности сельскими бандитами (включая бандитов-нуворишей). Данный пафосный сюжет был заботливо взращён поколениями кинематографистов на питательной почве ненависти к олигархам и веры в царя-освободителя.
Классическое ответвление сюжета - повесть о загадочном мальчише, который перестрелял всех плохишей на радость пионерам. Чем сюжет о добром и не знающем промаха стрелке-защитнике отличается от народных сказок о волшебных помощниках, я не знаю.
Фильм Оссейна испытывает сказочную формулу на прочность. Гнёт до излома и взрывает изнутри. Кажется, соблюдены все каноны - богачи и бедняки, угнетатели и мстители, жадины и бессребренники... Но сюжет складывается противоположный тому, что ожидаешь. Волшебный помощник достался не царским сыновьям, а Бабе-Яге.

Группа всадников настигает беглеца и предаёт суду Линча. Он умер без исповеди и похоронен на неосвящённой земле.



Окаменевшая от горя вдова на последние деньги нанимает мстителя. У мстителя загадочное прошлое и отсутствующий взгляд.



Классичненько? Весьма классичненько.
Дальше сплошные диссонансы, игра от противного, а также умолчания, складывающиеся в рассказ.

Хотя дамочка, организовывая вендетту, постарается предстать в облике настоящей леди, невозможно избавиться от ассоциации с какой-нибудь чёрной паучихой.



Цель паучихи - разрушить мир людей, которых она возненавидела.
А вот и те, кого ждёт её суровая месть. Отец и три его взрослых сына - владельцы богатого ранчо и (кажется) прииска.
Обратите внимание, папаша ещё не так и стар. Значит, он не из тех мужчин, кто до сорокалетнего возраста "гуляет", а потом женится на молодухе по принципу "бес в ребро". Нет, этот мужик уже в двадцать лет чин-чином женился, наплодил детей, всех на ноги поставил, в люди вывел, к делу пристроил, уму-разуму научил. Осталось женить на хороших девушках и почивать на лаврах. Но самая хорошая в округе девушка - их младшая сестра. Так что парни с женитьбой не торопятся, имея перед глазами столь высокий идеал, как Мишель Мерсье.





То, что перед нами не обнаглевшие и развращённые властью "хозяева жизни", а сравнительно приличные люди, становится ясно, как только они оставляют в неприкосновенности женскую честь вдовы казнённого ими бандита. Более того, молодая привлекательная вдова ни капли не боится оставаться одна в опустевшем доме. Стало быть, уверена, что никто из молодых холостых соседей к ней с нежеланным визитом не нагрянет.
Потому что они добрые христиане и у них хорошая репутация.
Их мир полон вот таких городков, где каждый фасад точно соответствует объёму и функции здания. Никакого обмана, никакой пыли в глаза. Кто преуспел, тот преуспел.
Ты здесь новенький? Работай и наживёшь. Обидели? Бери ружьё и отомстишь.





Другой мир, почти уже вымерший, превратился в города-призраки, осколки былой вольницы. Здесь любое ничтожество строит из себя охотника за удачей. Архитектура вторит. Вы только посмотрите, какие маленькие объёмы скрываются за нарочито увеличенными фасадами! И смех, и грех. Жалкое зрелище, истлевшая за ненадобностью псевдоготика псевдоромантизма. Подходящее место, чтобы злая фурия помыкала дураками.





На самом деле, Оссейн-режиссёр поступил ещё проще - противопоставил тех, кто обедает без шляпы и с молитвой, тем, кто обедает в шляпе и без молитвы.





На этот костяк всё дальнейшее само наросло. Гопники не могут взять верх над приличными обывателями, но житья обывателям от гопников нет и не будет.



Главного героя, непобедимого стрелка, сыграл, ясное дело, сам Робер Оссейн. Своему привычному образу он не изменил ни на йоту. Всё тот же Пьеро, вообразивший себя Арлекином. Стёр нарисованные слёзы и гордо обвешался бубенчиками, но от их бесконечного трезвона вот-вот зарыдает по-настоящему. Готовый клиент для психиатра.



Причём Оссейн таков во всех ролях, что я видела: "Вампир из Дюссельдорфа", "Грузовой лифт", теперь и "Веревка, кольт". ("Анжелику" не считаю, это такая невыразительная постановка, что я даже не смогла вспомнить, видела ли фильм целиком или только отдельный фрагмент).
Tags: вестерны
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (без темы)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (без темы)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…